Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 63 обострении сущ ествующ их в мире противоречий . Именно поэтому эсхатология в мифах не вписывается в рамки линейного восприятия истории , ибо мифологический ц иклизм противоречит идее об абсолютном конц е света , о переходе в небытие . Однако , несмотря на утвердивш ийся в религиозно - философской традиц ии взгляд на присутствие в эсхатологических мифах ц иклической конц епц ии исторического развития , в то же время ряд исследователей , таких как , Э . Лич , И . С . Клочков , Г . Г . Сучкова и др . указывали на наличие в мифологическом мировоззрении элементов линейных представлений об истории мира . Однако , данные представления слиш ком обш ирны и разнообразны , поэтому в рамках данной статьи они рассматриваться не будут . В дальнейш ем , в проц ессе эволюц ии человеческого мировоззрения на смену мифологической картины универсума приходит р е л игиоз на я к а р т ина м ир а , которая представляет собой соверш енно иное видение конц а пространственно - временной Вселенной в ц елом и всего человеческого рода в частности . Для нее характерно представление о всесильном , всемогущ ем , вечном , наделенном абсолютной властью Боге - Творц е , сотворивш ем пространство , время , мир , человека . Человек создан по образу и подобию Божьему и находится в ц ентре мироздания . Все законы в мире являются выражением воли Бога . Кроме того , мировое пространство и время имеют начало и конец . Это можно объяснить отчасти тем , что чем больш е люди наблюдали за факторами и явлениями природы , то все больш е приходили к выводу о линейной направленности исторического проц есса . Из представления о линейной конц епц ии исторического развития как факта осмысления жизненного ц икла вытекает представление об истории как связанном , смыслообразующ ем проц ессе человеческой жизнедеятельности . Представления о конечности сущ ествования мира и человека так же перекочевали из мифологической картины универсума в религиозную картину мира . Более того , религиозная картина мира как продолжение мифологической в проц ессе своего развития становится все более эсхатологичной , так как все развитые религиозные системы стремятся к созданию полной , законченной и всеохватывающ ей картины универсума ( от начала мира до его конц а ). И если , например , в древнегреческой мифологии эсхатология представлена в виде идеи периодического « обновления » мира в той или иной форме посредством смены периода проц ветания и бедствий и является незаверш енной , то в монотеистических религиях , прежде всего , в иудаизме , и христианстве , эсхатология приобретает свою законченную форму , указывая , главным образом , на направленность времени от его начала – сотворения , до его конц а – Страш ного суда . В этом отнош ении следует ещ е раз обратиться к знаменитому

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=