Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 62 серебряный век . Люди были не равны ни силой , ни умом предыдущ ему поколению , были неразумны и непокорны , жизнь их была менее длинной . В медной эпохе люди были сильные и могучие , любивш ие гордость и войну , а потому уничтожавш ие друг друга . В четвертом периоде - героическом – род людской был более благородный и справедливый , равный богам , однако , был истреблен в кровопролитных битвах и злых войнах . Тогда наступила железная эпоха , которая продолжается и по сей день . Люди ведут тяжелую жизнь , сопряженную бедами и утратами , занимаются изнурительным трудом , не так радостны и беззаботны , часто находятся в печали . Зло и добро одновременно присутствуют в мире , но последнее все же перевеш ивает . У индейц ев майя исторические ц иклы соотносились с движениями звезд и планет . Согласно верованиям майя , уходящ ими в глубокую древность , с момента сотворения мира прош ло уже четыре ц икла или « солнц а », каждый из которых заверш ился полным уничтожением ц ивилизац ии . « Первое солнц е » (4008 лет ) было разруш ено землетрясением . « Второе солнц е » (4010 лет ) было уничтожено ураганами . « Третье солнц е » (4081 год ) пало под огненным дождем , проливш имся из кратеров огромных вулканов . « Четвертое солнц е » (5026 лет ) уничтожил потоп . В настоящ ее время длится эпоха « Пятого солнц а » или « Солнц а движения », по истечению которой (5126 лет ) должно произойти некое движение Земли , влекущ ее за собой уничтожение ц ивилизац ии . Согласно детально разработанной теории космических ц иклов майя , точная дата возникновения мира – 11 августа 3114 г . до н . э ., а окончательная мировая катастрофа должна произойти 21 декабря 2012 г . н . э . [8, 14]. Таким образом , можно сделать следующ ий вывод : для мифологической картины универсума характерно ц иклическое восприятие исторического проц есса . Признание конечности мира связано с его периодической воспроизводимостью после катастрофической гибели , что знаменует собой начало очередного ц икла . Сменяя друг друга , ц иклы выстраиваются от первого до последнего , т . е . эсхатологические мифы уже фиксируют начальную точку ( происхождение или сотворение мира ) и конечную ( его исчезновение ). И в этом смысле следует согласиться с мнением известного отечественного ученого Е . М . Мелетинского , который полагал , что для присутствующ ей в данных мифах эсхатологии характерен определенный зеркальный параллелизм с космогонией [9, 192]. Космогония в мифологии описывается как переход от первоначального Хаоса к упорядоченной и благоустроенной Вселенной в форме борьбы с хтоническими силами . История мира предстает как вечная борьба между Космосом , являющ имся олиц етворением порядка и Хаосом , являющ имся выражением стихийности и неупорядоченности . В присутствующ ей в мифах эсхатологии проц есс космогонии приобретает обратную направленность , что проявляется в доминанте Хаоса и предельном

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=