Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 60 универсума указывал известный русский философ А . Ф . Лосев , который писал о вечном круговращ ении Хаоса и Космоса в античной философии : « Поскольку время есть родовое понятие , постольку оно трактуется как предел всякого становления , т . е . как вечность . Поскольку же оно дано только в буквальном , т . е . субстанц иальном , тождестве с живым сущ еством , постольку жизнь и деятельность такого времени сущ ества есть вечное повторение одного и того же . Поэтому время здесь , с одной стороны , неотделимо от постоянного и правильного движения небесного свода , а с другой – и от всего того , что соверш ается внутри такого космоса » [5, 33]. Однако , наиболее последовательно конц епц ию о ц иклическом характере восприятия исторического проц есса в мифологической картине универсума выразил в своих работах знаменитый румынский исследователь М . Элиаде . Он сформулировал « м иф о ве ч ном воз вр а щ е нии » , который представляет собой периодическое обращ ение всех сущ еств к своему прежнему сущ ествованию , иными словами , убеждение в периодическом разруш ении и воссоздании Вселенной . Наиболее наглядно « миф о вечном возвращ ении » демонстрирует индийская мифология , поэтому нам видится ц елесообразным остановиться на ней более подробно . Индийская мифология развивает и выстраивает систему ритмов , управляющ их периодичностью творения и космического разруш ения . Самая маленькая единиц а ц икла называется юга ( эпоха ), которая начинается и заканчивается « зарей » или « сумраком », связывающ ие « эпохи » между собой . Полный ц икл - махаюга включает в себя четыре юги неравной протяженности , при чем самая долгая открывает ц икл , а самая короткая – заверш ает его . Итак , первая юга – Крита - юга продолжается 4800 лет (4000 + 400 « зари » и 400 « сумерек ») (1.728.000 человеческих лет ). Она отражает представление о « золотом веке » в истории человечества , когда не было болезней , несчастий , страха , бедствий и т . п . зла . Люди жили по 4 тыс . лет , не ведая нужды . Господствовал божественный порядок ( дхарма ), прочно стоявш ий на 4 « ногах » опирающ ийся на 4 добродетели : правдивость , приветливость , почитание и сострадание . Члены каст исполняли свои обязанности и получали по желанию любые земные блага . [6, 242] Далее следует трета - юга , которая длится 3600 лет (3000 + 300 « зари » + 300 « сумерек ») (1.296.000 человеческих лет ). Она характеризуется тем , что добродетель людей при этом уменьш ается на ¼ по сравнению с предыдущ им периодом : дхарма « стоит на 3 ногах », люди начинают приносить жертвы и обращ аться к богам для удовлетворения мирских желаний . [6, 420] Следом идет двапара - юга , длящ аяся 2400 лет (2000 + 200 « зари » + 200 « сумерек ») (864.000 человеческих лет ). По сравнению с предыдущ ими двумя югами продолжается общ ий упадок , и дхарма опирается лиш ь на две « ноги ». Людьми овладевает злоба и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=