Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 6 5. Принц ип тайны ( отнош ение к злу и страданию как к тайне для человеческого ума ). В ряде случаев конкретное зло не поддается теоретическому объяснению . И в Библии часто говорится о тайне страданий . Как пиш ет В . С . Ольховский : « Этот принц ип оказывается полезным в двух отнош ениях . Во - первых , он выводит нас за рамки ограниченной интерпретац ии , которая в некоторых случаях невозможна и тем самым открывает путь альтернативному и возможно более адекватному реш ению . Во - вторых , своим величием он заставляет нас почувствовать обш ирность и тайну всей вселенной , равно как и необходимость смирения , терпения и веры в наш их поисках реш ения проблемы конкретного зла и страдания . Христиане признают , что понимание смысла зла нами , как конечными творениями , неизбежно ограничено » [12]. 6. Эсхатологический принц ип ( эсхатологическое реш ение проблемы зла и страдания ). Этот принц ип видит ответ на проблему зла и страдание как сущ ествующ ий вне нынеш него конфликта . Этот подход состоит в вере в то , что в период величайш ей несправедливости , темноты и ужасающ их бедствий Бог внезапно вторгнется в историю во всей Своей славе для торжества над злом , устранения страданий и вознаграждения праведных . 7. Принц ип сатанинского искуш ения ( отнош ение к злу как к сатанинскому искуш ению ). Принц ип христианского реш ения содержит и ссылку на библейское указание о внечеловеческом мире как источнике искуш ения и порочности . Эти библейские принц ипы интерпретац ии зла и страдания , дают нам не только основу для теоретического самосогласованного подхода к реш ению проблемы зла и страдания , но , самое главное , они дают нам практическую помощ ь в том , как конструктивно жить и бороться со злом и страданием и достигать победы в Боге и через Бога . « Многие христиане полагают , что окончательный ответ на проблему зла и страдания должен находиться не в раскрытой нам с помощ ью откровения и рац ионального мыш ления теологической теории , а в принятии искупительной жертвы Христа . И это в действительности не ответ на загадку , а победа в борьбе . Христиане не имеют никаких гарантий против страданий , но они могут одержать победу над страданием и в страдании . Победа при этом состоит не в уходе от жизни , а в преобразовании их жизни Духом Святым через общ ение с Богом » [12]. Помимо непосредственно библейского оправдания сущ ествования зла в мире в рамках христианской традиц ии можно выделить и спец ифически богословские . Все они развивались исходя из принц ипа свободы воли : свобода сотворенных Богом ангелов и людей для своей полноты включает возможность морального зла , в свою очередь порождающ его зло физическое . Эта аргументац ия составляет основы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=