Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 59 Афанасьев , В . Н . Топоров , Р . К . Баландин и др .). В данных работах содержится представление о потопе как мировой катастрофе , представляющ ей собой в мыш лении древних людей настоящ ий конец света . Ведь потоп представляет собой не только наводнение , когда вода покрывает огромные площ ади , вызывая гибель людей , жилищ , скота , посевов , святынь и т . д . В те далекие времена наводнения порождали эпидемии , иногда чудовищ ные по своим масш табам и ущ ербу . Иногда наводнения были связаны с землетрясениями . Все это позволяет сделать вывод , что картина , открывающ аяся взору древнего человека , а именно : огромные волны , затопляющ ие горы и низины , яростные бури , ветры , землетрясения и эпидемии создавала в мыш лении древних людей действительно впечатление того , что миру приходит конец . Таким образом , можно утверждать , что все эти события оказали сущ ественное влияние на мировоззрение древнего человека и его судьбу и способствовали возникновению эсхатологического мифа , который можно проследить практически во всех мифологических системах . Под эсхатологическим мифом обычно понимаются мифы о конц е света , о прош лых или грядущ их катастрофах , уничтожающ их мир , человечество и возвращ ающ их всё в изначальный хаос . В этом плане следует обратить внимание на исследования отечественного ученого Ф . Н . Петрова , который выделяет у ниве р са л ь ну ю ст р у к т у р у э сх а т ол огич е ск ого м иф а . В ее основе лежат три структурных блока , расположенных последовательно друг за другом . Первый структурный блок включает в себя образы глобальных искажений миропорядка , всеобщ его разложения культурных норм и правил , а так же бедствий , которые постигнут людей в преддверии конц а мира . Второй ( ц ентральный ) элемент структуры эсхатологического мифа представляет собой кульминац ию событий , момент раскрытия полной истины об уходящ ем мире и о всех , кто жил в нем и действовал , и подводит итог мировой истории . Третий структурный блок эсхатологического мифа демонстрирует описание грядущ его мира , приход которого последует за гибелью мира нынеш него [4, 46-55]. Особенностью эсхатологического мифа являются так же представления о повторении ряда событий в результате неизменного возрождения и восстановления ( или установления нового ) мирового порядка . Сезонные колебания температуры , увядание растений осенью и расц вет весной , смена поколений , неудачных периодов жизни на удачные – эти и другие аспекты рождали в мифологическом сознании древних надежду , что конец света не является полным , абсолютным конц ом . Это лиш ь заверш ение очередного этапа , стадии , периода . На смену ему идет новое качество , новый порядок . И катастрофы , и смерть живущ их лиш ь расчищ ают место для этого нового порядка . В основе данных представлений лежит ц ик л ич е ск ое ощ у щ е ние т е м пор а л ь ност и , на наличие которой в мифологической картине

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=