Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012
Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 58 миров внутри больш ого мира , и каждый обладает своим временем и пространством ( в античной мифологии - мир людей , Аид и Олимп ). Человеческая жизнь - выживание среди странных , страш ных , неподвластных ему сил . Мир - поле битвы , на котором пытаются достичь своих ц елей мириады самых разнообразных сущ еств , которые подчинены великому мировому закону . Таким образом , приходится констатировать тот факт , что эсхатологические представления в зачаточной форме можно обнаружить уже в ряде мифологических систем первобытных народов . К таковым можно отнести , например , мифы о культурном герое , который жил в мифическом прош лом , а затем удалился в далекую страну ( загробный мир ), но должен вернуться и даровать своему народу те или иные блага . Такие мифы распространены у некоторых народов Полинезии и Австралии [2, 305]. Эсхатологический контекст можно обнаружить и в календарных мифах об умирающ ем и воскресающ ем Боге ( мифы об Осирисе , Таммузе , Балу , Адонисе , Дионисе и др .): в результате конфликта с хтоническим демоном , богиней - матерью или божественной сестрой - женой герой исчезает или погибает или терпит физический урон , но затем его мать ( сестра , жена , сын ) ищ ет , находит и воскреш ает его , убивая своего демонического противника . Подобные мифы имели ш ирокое распространение среди народов Древней Грец ии и Древнего Египта . На формирование эсхатологических идей в различных мифологических системах так же оказали свое влияние представления древних людей о происхождении космоса и его структуре ( космогонические мифы ), о возникновении различных природных и культурных особенностей и соц иальных объектов ( этиологические мифы ) и различные ритуалы , связанные , как правило , с аграрной магией , ориентированной на регулярную смену времё н года , в особенности на возрождение растительности весной , на обеспечение урожая ( календарные мифы ). Кроме этого , больш ую роль на возникновение и развитие эсхатологических представлений в рамках мифологической картины универсума оказали мифы о различных космических катаклизмах . Самые распространенные из них – это мифы о потопе . При рассмотрении данных мифов следует обратиться к известному исследователю мифологии Д . Д . Фрэзеру , который полагает , что « многие предания о потопе обусловлены воспоминаниями о действительно прош едш их катастрофах » [3, 159]. При анализе ряда источников можно обнаружить тот факт , что у больш инства народов планеты сложилась уверенность в том , что некогда в то или иное время Земля или , по крайней мере , вся ее обитаемая часть подверглась затоплению , от которого погиб весь человеческий род . Возможно , именно поэтому представления о потопе имеются почти у всех народов земного ш ара . Указание на это можно найти в работах как западных ( Р . Дэвинь и Ч . Берлиц , Л . Де Рони и др .), так и отечественных исследователей ( А . Ю .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=