Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 54 осознанная и неосознанная вера , слепая вера , дремлющ ая вера , недифференц ированная вера . 4) К р ит е р ий ве р ы ка к со во ку п н о ст ь р а ц ио н а л ь н о г о , э м о ц ио н а л ь н о г о , б е ссо з н а т е л ь н о г о , ир р а ц ио н а л ь н о г о и р а ц ио н а л ь н о г о ка к ц е л о ст н о ст ь ве р ы . В данный раздел мы относим исследование и понимание веры как эмоц ионально - рац ионального феномена . Это можно видеть в теологии , философии , психологии религии . Самым ярким примером такого комплексного подхода к пониманию феномена религиозной веры мы можем считать конц епц ию веры П . Тиллиха , который считал , что в вере соединяются как рац иональные , так и бессознательные элементы , что она не только доверие и преданность , но и « высш ий интерес », « безусловная забота », ц ентрированный акт личности . Вера предстает как ц елокупный акт всех сил личности . Интересное соединение иррац ионального и рац ионального (« союз со знанием ») позиц ионирующ им ц ельность веры выступает в варианте , предложенном К . Ясперсом – « философская вера ». 5) Э кз ист е н ц иа л ь н ы й кр ит е р ий в п о н им а н ии р е л иг ио з н о й ве р ы , как противоположность традиц ионным критериям о боге и божественном откровении , как истоке веры характерно для таких областей знаний как философия религии , теология , соц иология религии , психология религии . Раскрывается в исследованиях динамики развития религиозного феномена , его типов и уровней , особенно в протестантской теологии , где многие из модернистов , вслед за Ф . Шлейермахером и другими представителями протестантской « либеральной теологии », фактически отказываются , по мнению Д . М . Угриновича , от ряда догматических принц ипов оц енки феномена веры и ставят главным акц ентом своих исследований экзистенц иальные , антропологические факторы в раскрытии сущ ности веры . 6) К у л ь т у р а ка к кр ит е р ий ве р ы . Вера предстает здесь как гуманизирующ ий личность и культуру феномен , основная детерминанта характера соц иальных представлений и культуры , ее модусов ( О . В . Ивановская ). Вера понимается как парадигмальный и ментальный феномен , как « рабочая гипотеза , базирующ аяся на разуме и опыте , дающ ая смысл жизни » ( Д . У . Ферм ). Кимелев Ю . А ., анализируя исследования западной философии религии , ее основных направлений исследования в области религиозного феномена , говорит о том , что вера предстает как форма культурного бытия человека , общ ества , ц ивилизац ии , как одна из идеац ионных констант религии , имеющ ая собственное « когнитивное ядро », « логику ». 7) Нр а вст ве н н а я д о б р о д е т е л ь ка к кр ит е р ий ве р ы является универсальным для христианской теологии ( католической , протестантской теологии и православного богословия ), религиозной этики . Вера рассматривается как религиозно - этическая категория ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=