Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 52 критериального подхода , который раскрывает веру как многоаспектный феномен и в тоже самое время представляет возможность для объективного и всестороннего исследования веры , в том числе и ее смыслового содержания . В данной статье мы выделяем и анализируем на основе разнообразных трудов в области исследования и типологизац ии веры критерии , в рамках которых происходит изучение и определение понятия религиозной веры . Так как считаем , что знание ключевых характеристик феномена веры позволит наиболее полно его исследовать и выйти на уровень понимания ц ельной человеческой личности , понять ее духовный , внутренний , нравственный мир , проанализировать основания , мотивы ее поступков , действий . Для того чтобы приступить к характеристике критериев в исследовании веры , мы должны учитывать , что религиозная вера имеет свою ц ель , объектно - субъектную связь , мотивац ию , предельный интерес , актуализац ию , включает в себя множество элементов и функц ий . Неотъемлемыми в ней являются носитель веры ( сам человек , религиозная , личность ), религиозно - нравственное начало , бесконечный предельный интерес , направленный на трансц ендентное . Также не надо забывать , что вера является ц ентральным системообразующ им феноменом человеческого бытия , проявляется как ментальность в культуре , соц иальной реальности , предстает как необходимый фундаментальный компонент религиозной жизни , религии в ц елом , влияет и определяет психологическое состояние религиозной личности . Обращ аясь к изучению феномена религиозной веры , мы можем видеть то , что он предстает как экзистенц иальный , онтологически связанный с ц енностной системой категорий , ментальностью отдельного человека и общ ества в ц елом . Что в свою очередь обуславливает такую характерную черту данного религиозного феномена , как его динамика и способность к эволюц ии . Обращ аясь к сущ ествующ им определениям веры в гуманитарном знании ( например , в философии , этике , психологии , теологии , богословии ), мы можем выделить восемь наметивш ихся критериев определения смыслового содержания понятия религиозной веры . 1) К р ит е р ий ве р ы сво д ит ся к ве р о у ч е н ию ил и о т о ж д е ст вл я е т ся с н им , л иб о сво д ит ся к о т д е л ь н ы м п о н я т ия м ве р о у ч е н ия ( символами веры , вероисповеданием , религией , религиозностью , религиозным опытом , религиозным чувством ). Это приводит к смеш ению понятий . Вера как личностный феномен становиться лиш ь определением направления вероучения , например , христианская вера , иудейская вера , католическая вера и т . д . Здесь мы говорим не столько о самом религиозном феномене , сколько о доктринальной оболочке религии . Такое отождествление часто обедняет феномен религиозной веры , сводя его лиш ь к догматам той или иной религии , религиозного вероучения ( когда под верой понимаются ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=