Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 51 ритуальные и соц иальные законы . Последние трансц ендируя ритуальный элемент , создают святость « должного ». Источник этих законов – предмет предельного интереса , пророк , а их содержание тождественно его предписаниям . 2. До г о во р н ы й т ип . В наибольш ей мере проявился в конфуц ианском Китае , где вера присутствует не только в культе предков , но и в безусловном характере предписаний . В их основе лежит представление о законе Вселенной , который проявляет себя в законах государства и общ ества . 3. Э т ич е ский т ип . Наиболее яркое выражение – еврейские пророки , ветхозаветный иудаизм . Подчинение закону справедливости становится способом достижения Бога . Божественный закон - предельный интерес , ц ентральное содержание веры , окончательный критерий отнош ения к Богу . Подчиняясь закону , человек может общ аться с Богом . 4. Нр а вст ве н н ы й т ип се ку л я р н о й ве р ы определяется Тиллихом как п р о г р е ссивн о - у т о п ич е ский . Данный тип веры опирается на заданные традиц ии , на основе которой критикует современную ситуац ию и стремиться выйти за ее пределы [2, 174-177]. Несмотря на представленное многообразие типов веры , на их различие , сущ ествующ ее в истории веры противопоставление , Тиллих считает , что их сущ ностное единство не может распасться окончательно , и элементы одного типа могут спокойно присутствовать в другом типе . В истории веры это отразилось в проц ессе « расхождения и схождения » различных типов веры , которые происходили и внутри акта веры и в содержании веры [2, 179]. Можно отметить , что классификац ия типов П . Тиллиха не исчерпывает всего многообразия типов веры , но намечает определенную матриц у сущ ествования и определения характерных черт . В ней нет квазиверы . Используя разработанную П . Тиллихом матриц у типов можно определить место квазиверы в ней . На наш взгляд она является выражением типа , который вписывается в онтологический тип веры , а именно , в романтико - консервативный ( онтологический тип гуманистической веры ) тип веры . Помимо фундаментального обоснования типов веры П . Тиллиха , в философской мысли делаются попытки создания универсального определения , установления набора общ их характеристик , создания межкультурной типологии мистического опыта ( У . Стейс ), выделяются и анализируются модели веры , основой которых выступает « доверие » к Богу вне зависимости от того , какое значение они придают достоверности и ее основаниям ( Дж . Келленбергер – « три модели веры », М . Унамуно - « агонизирующ ая вера »). Основания данных типологий это гносеологические характеристики веры . На наш взгляд рассматривать феномен веры в контексте типологизац ий и классификац ий можно также и с точки зрения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=