Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 50 человека в качестве закона его бытия . Опыт святого - святость должного , н р а вст ве н н ы й т ип ве р ы . Далее сам о н т о л о г ич е ский т ип ве р ы подразделяется на следующ ие самостоятельные типы веры : 1. С а кр а м е н т а л ь н ы й т ип . Религиозный тип . Он универсален , т . к . присутствует во всех религиях . Вера здесь состояние захваченности через особого посредника . Сакраментальный объект воспринимается как святой сам по себе , утрачивает в акте веры свойство указывать по ту сторону себя . Акт веры направлен на объект представляющ ий предельное . Вера утрачивает свою прозрачность , что ведет к возможности ее искажения . Главным выступает положение о том , что ничто не свято вне корреляц ии веры . 2. М ист ич е ска я ве р а . Религиозный тип веры . В нем присутствуют отказ от конкретных сакраментальных типов веры и стремление выйти за их пределы . Главное - истинное содержание веры в смысле предельного интереса невозможно ни отождествить с частью реальности , ни выразить на языке рац иональной системы . Точкой соприкосновения конечного и бесконечного является глубина человеческой душ и , в которую можно проникнуть , отказавш ись от предварительных интересов во имя предельного интереса , что достигается посредством медитац ии , созерц ания и экстаза . Вера находится в состоянии колебания между обладанием и не обладанием содержания предельного интереса . Мистический элемент присутствует в любом типе веры . 3. Гу м а н ист ич е ский (« се ку л я р н ы й ») вид о н т о л о г ич е ско г о т ип а ве р ы . Здесь вера предстает как состояние предельной заинтересованности в предельном . Само божественное проявляет себя в человеческом , а предельным интересом человека становится сам человек - предельное в конечной реальности . Данный тип веры действует в пределах границ человеческой природы и не выходит за них . Имеет множество вариац ий , природа которых секулярна , но в онтологическом типе веры определяется как р о м а н т ико - ко н се р ва т ивн ы й ( онтологический тип гуманистической веры ). Вера понимается как секуляризованная сакраментальная вера . В ней божественное дано здесь и сейчас , а измерение предельного , лежащ его в ее основе , скрыто . Опасность такого типа - человек может прийти к пустоте [2, 171-175]. Во втором главном типе - н р а вст ве н н о м т ип е ве р ы , особой характерной чертой выступает идея закона . Бог дал закон как дар и приказание , а само соблюдение закона открывает возможность приблизиться к Нему . В этом типе веры подчинение закону выражает нравственное подчинение . Данный тип веры включает в себя три самостоятельных типа нравственной веры : 1. Юр ид ич е ский т ип . Получил распространение в талмудическом иудаизме и исламе . Предельный интерес представляет по больш ей части

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=