Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 5 один из которых древнегреческий философ Эпикур . Одним из первых он сформулировал проблему совместимости всеблагости и всемогущ ества Бога и наличия зла в мире : • « Либо , Бог не хочет зла , но не может его пресечь – и тогда он не всемогущ . • Либо он может пресечь зло , но не хочет этого делать – тогда он не всеблаг . • Либо не хочет и не может – тогда Он несоверш енен вдвойне . • Либо же , хочет и может – однако это не соответствует реальному положению вещ ей , поскольку в мире сущ ествует зло » [11, 35]. В . С . Ольховским [12] выведены принц ипы библейской интерпретац ии зла и страдания , которые учат правильно относиться к злу и страданию : 1. Принц ип наказания . Этот принц ип – фундамент для всех других принц ипов интерпретац ии зла и страдания в Библии . Понятие карательного правосудия – составная часть ц ельного рац ионального и гармонического мировоззрения , в котором все составные части вносят совместный согласованный между собой вклад в упорядоченный космос . Это прямая связь между причиной и следствием : действия ( поступки ) определяют судьбы людей , рано или поздно человеческая справедливость ( праведность ) будет вознаграждена , а человеческая несправедливость ( греховность ) будет наказана . 2. Принц ип дисц иплинирования ( отнош ение к страданию как к воспитательной и образовательной мере ). Этот принц ип связан с представлением о Боге как о небесном Отц е . Как и принц ип наказания , он имеет дело со страданием ( болью , огорчением ) как с прямой мерой Бога , но по совсем иным мотивам : не в связи с правосудием , а для дисц иплинирования . Своего рода с тем , что бы приблизить к Себе . Ц ель Божьего дисц иплинирования – преподать урок , воспитать , дать мудрость своим детям через страдание . 3. Принц ип испытания ( отнош ение к злу и страданию как к свидетельству или испытанию ). В этом принц ипе страдание рассматривается как явное ( очевидное ) свидетельство и испытание . 4. Принц ип откровения . Он трактует страдание как свидетельство вхождения человечества в более полное знание Бога ( которое дается только через откровение ). Своим разумом мы недостаточно ( и даже неправильно ) понимаем всю яркость Его сияния и поэтому всю темень наш его зла . Если бы вовсю сиял свет Бога , то мы были бы как бы в аду на земле ( ибо обнажилось бы очень много того зла , которое ещ е завуалировано ). Чем больш е мы познаем Бога , тем больш е видим наш у порочность и больш е страдаем ( см . книги пророков Осии , Иеремии , посл . римлянам ап . Павла ).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=