Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 49 универсальных , незыблемых законов бытия , нравственность формируется в таком типе индивидуально . Религиозный опыт предстает как эстетика гармонии . Если рассматривать в рамках данной классификац ии выделяемый нами тип квазиверы , то его можно определить как модификац ию экзистенц иального и устойчивого типов личности и их типов веры , а также соединение экзистенц иального типа с простым типом . Так как в квазивере наличествует разлом между сакральным и мирским . Она сопряжена с сомнением , культовая сторона жизни не имеет определяющ его значения , одно из главных мест отдается нравственной стороне духовной жизни человека , реализац ия ц енностей происходит в мирском пространстве , отдается предпочтение простоте , утилитарности . Помимо типов веры , представленных Н . А . Калюжной , немалый интерес представляет типология веры П . Тиллиха . Данная типология выводится из опыта святого , который может принимать два изначальных фундаментальных вида – святость сущ его ( онтологический тип веры ) и святость должного ( нравственный тип веры ), которые в свою очередь подразделяются на отдельные типы веры . С одной стороны , по мнению П . Тиллиха , типы веры как таковые статичны и не соприкасаются друг с другом . Но внутри них сущ ествующ ие типы обладают динамическим элементом , что является причиной « противостояния и столкновения между различными типами веры в любом религиозном сообщ естве и между самими великими религиями » [2, 169]. Сами типы веры являются умонастроениями , которые ни в одной сфере жизни не сущ ествуют в чистом виде , но в каждом из них есть черты , которые определяют данный тип и включают в себя формы и средства выражения веры . Данная классификац ия строиться на выделении двух главных элементов опыта святого – святости сущ его и святости должного , неизменно присутствующ их в типах веры и определяющ их главные типы и подтипы . Святым становится то , что предельно интересует человека . Осознание святого есть осознание присутствия божественного , присутствия содержания предельного интереса . Поэтому определяющ ие типы веры главные элементы , имеют следующ ую характеристику : • Первый – присутствие здесь и сейчас , оно охватывает душ у своей устраш ающ ей и очаровывающ ей силой , врываясь в повседневную реальность , потрясая и направляя ее вне себя самой экстатическим образом . Это святое присутствует и ощ ущ ается как присутствующ ее . Опыт святого - святость сущ его , о н т о л о г ич е ский т ип ве р ы . • Второй элемент – понимание святого как суда над всем сущ им , это требование личной и публичной святости в смысле справедливости и любви . Предельный интерес человека представляет то , что эта личность сущ ностно есть и то , чем личность должна стать . Это поддерживает

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=