Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 48 личностных особенностей ее носителя . Сам анализ поведения , переживаний людей , образов , типов религиозной веры коррелируется с типологией религиозной личности : 1) экзистенц иальный тип религиозной личности ; 2) устойчивый тип религиозной личности ; 3) харизматический тип религиозной личности ; 4) простой человек . В каждом из них , на наш взгляд , религиозная вера имеет свои характерные черты . Отличительными чертами экзистенц иального типа веры можно считать соотнесенность с сомнением , одиночество , индивидуальность и неповторимость опыта , абсурдность веры , ц енностная дисгармония , разрыв между сакральным и мирским , индивидуальный поиск общ ения с Богом , диалог с Ним . Устойчивый тип религиозной веры характеризуется отсутствием сомнения веры по поводу своих оснований ( сомнение либо преодолено , либо не возникало ), есть ощ ущ ение действительного присутствия Бога в мире . Вера здесь , если следовать типологии Д . Келленбергера , предстает как « безусловная достоверность », она выш е рац иональности и логики . Человек может прийти к этому типу веры через экзистенц иальный тип веры , а может иметь его изначально . При любых обстоятельствах динамики духовной жизни человека сохраняется автономность личности и его вера [1, 7-8]. Можно заключить , что в такой вере установлена крепкая связь человека с сакральным . Нравственная парадигма основана на акте принятия трансц ендентного и полагании в своей жизни ц енностей , источник которых Бог . Обрядовая сторона в такой вере не играет главной определяющ ей роли . В харизматическом типе веры особое значение имеет вера во встречу со своим Спасителем в личном религиозном опыте , в вере проявляется подверженность личности необузданности и агрессивности , мягкости и сентиментальности . Крайностями такой веры выступают проявления черт фанатизма с низким уровнем рефлексии [1, 8]. Последний тип , рассматриваемый в религиозном типе личности , является – простой человек . Спец ификой религиозности здесь можно считать спокойное течение жизни без стремления понять свою веру , религиозные традиц ии , обряды . Главными критериями выступают простота , утилитарность . Отсутствие сомнения связано с одной стороны с отсутствием переживания соприкосновения с Богом , с другой стороны с отсутствием переживания Его отсутствия . Религиозное чувство данному типу не свойственно , его заменяет способность к моральному и эстетическому чувству . Для третьего и четвертого типа характерным является увлеченность внеш ними атрибутами религиозности . Отдельным типом выделяется метафизический тип веры . Главным является : вера в незыблемые законы бытия , особый эстетический опыт переживания гармонии , согласованности с Универсумом , направленность веры на весь Универсум соотнесенность « творческого бессмертия » с верой [1, 9-10]. Вера утверждает включенность человека в бытие , гармонизирует отнош ения с миром . Религия и вера предполагают символическое понимание в контексте

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=