Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 45 сущ ности веры , гносеологической , этической и иных проблематик можно выделить такие имена , как Иоанн Скот Эриугена , Ансельм Кентерберрийский , Пьер Абеляр , Фома Аквинский , У . Оккам , Жан Пьер Руссло , Ханс Урс фон Бальтазар , Анри де Любак , Вальтер Каспер , С . Тыш кевичь ( вера как сверхприродная добродетель ), Й озеф ( Бенедикт XVI) Ратц ингер ( сущ ность веры в контексте секуляризац ионных проц ессов , ситуац ия сомнения и вера , вера и толерантность , истина ), А . Ч . Макинтайр ( соотнош ение веры и нравственности , упадок веры и моральные изменения в общ естве ), С . Дойч ( вера как личное отнош ение с Богом ), Джон Милббанк , Дж . Биффи , Ф . Кренц ер , Ф . Х . Баракман , Л . Джуссани , архиеп . Хавьер Мартинез , С . Вш олек ( рац иональность веры ) и т . д . Данный ряд можно продолжить ещ е многими авторами , которые представляют протестантскую ортодоксальную и неортодоксальную теологию , например , М . Лютер , Ж . Кальвин , Ф . Э . Д . Шлейермахер , П . Тиллих ( динамика веры ), Х . Ричард Нибур , Райнхольд Нибур , К . Барт , Ристо Сааринен ( вера и святость ) и т . д . К рассмотрению сущ ности веры , ее духовно - нравственного измерения обращ аются такие православные богословы , как о . С . Булгаков , прот . В . В . Зеньковский , прот . А . Шмеман , митр . Сурожский Антоний ( Блум ), Феофан Затворник , прот . В . Свеш ников , прот . С . Остроумов , А . И . Осипов , прот . Г . Дьяченко , архиеп . Гермоген , игумен Петр ( Мещ еринов ), М . М . Тареев , Г . Гутнер и т . д . Среди русских религиозных мыслителей и философов , занимавш ихся вопросами религиозной веры отдельно отметим А . С . Хомякова , Л . Н . Толстого , И . А . Ильина , Н . О . Лосского , Н . А . Бердяева , П . А . Флоренского , С . Л . Франка . В западной философской и соц иологической традиц ии к рассмотрению феномена веры с различных позиц ий обращ ались К . Ясперс (« философская вера »), С . Кьеркегор ( экзистенц иальное измерение веры ), М . Хайдеггер ( вера как способ сущ ествования человеческого здесь - бытия ), М . Бубер ( два образа веры ), Т . Пенелхэм , Дж . Ранц о , И . Г . Гаман , Дж . Сантаяна , Э . Фромм , Б . Рассел , Р . Отто , М . Вебер , Э . Дюркгейм , Р . Белла , П . Бергер , П . Сорокин , Г . Зиммель , Т . Парсонс и т . д . Попытки создания универсального определения , установления набора общ их характеристик , создания межкультурной типологии мистического опыта присутствуют в работах У . Стейса . Разработками полноц енных типов , моделей веры на основе идеи доверия к Богу занимался Дж . Келленбергер . Попытки конц ептуализировать веру как некий межрелигиозный феномен , вывести ее универсальность представлены в конц епц иях К . Сейера и У . К . Смита . Среди современных российских исследователей соц иологов и религиоведов , затрагивавш их в своих работах проблематику веры , религиозного опыта , религиозности , религиозной мобильности , современного состояния религиозного феномена , в том числе и в контексте секуляризац ионных проц ессов происходящ их в общ естве , глобализац ии ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=