Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 41 рук » [6, 372], а также замечает , что и Вивекананда пользовался учением Христа не меньш е , чем правилами Патанджали [6, 362]. По поводу того , что только головной мозг , а не сердц е является органом , с которым работают йоги , практика которых направлена на развитие мысленной силы , а не силы чувств , можно также привести ряд контраргументов . « Человек нуждается в истине ,– говорит Вивекананда , – ему необходимо убедиться в ней лично , овладеть ею , удостовериться в ней , чувствовать ее в глубине своего сердц а » [4, 559]. Сердц е важно и для самой духовной практики : « Дхарана может быть разного рода . Для успеха в ней всегда полезно прибегнуть к помощ и воображения . Например , можно заставить сознание сосредоточиться на одной точке в сердц е » [4, 596]. Лодыженский подчеркивает значение « перевоспитания чувств сердц а » в практике подвижников . Не менее важным оно предстает и для йогов . « Ум человека ,– говорит Рамакриш на , – ( всё равно , святого или мирянина ) должен быть свободен от всякой привязанности к миру . Только тогда будет очищ ено сердц е и может быть почувствован Абсолют » [18, 64]. Бескорыстное действие « очищ ает сердц е и в конц е приносит Божественное сознание » [18, 74]. Также Лодыженский пытается подчеркнуть различие в характере молитв . Он сравнивает христианскую молитву с гимнами Ригведы , указывая на характерные черты последних : 1) чувства страха к Божеству , подобное тому , что присутствует в Библии , – страх наказания , страх гнева Божьего ; 2) чувство раскаяния в грехах в сравнении с христианской молитвой выражено слабо ; 3) отсутствуют указания об обязанности любви к ближнему ; 4) отсутствуют указания на восприятия Божества как высш ей любви [13, 255-258]. При этом Лодыженский соглаш ается с мнением А . Барта , приравнивая гимны Ригведы к псалмам , подчеркивая , что , как и псалмы , данные гимны уступают молитве Господней и построенной на ее началах христианской молитве [13, 258]. Очевидно , что подобное сравнение нельзя считать обоснованным . Лодыженский отмечает указания Вивекананды относительно применения индусских молитв , при этом приводит в пример совсем другие гимны , отличающ иеся от тех , которые используются в Бхакти - йоге , молитв , которые были характерны для Вивекананды . И действительно , подобно тому как христианская молитва отличается от псалмов , также молитва бхакты отличается от гимнов Ригведы . При этом Вивекананда указывает на критерии молитвы , которые вполне соответствуют христианской молитве . « Молитва ,– говорит Вивекананда , – заключается в прославлении Бога , в памятовании Его и в преданности Ему » [4, 608]. Примером же любви к ближним у йога , охватывающ им две главные евангельские заповеди , на которых основана вся этика Лодыженского , может стать следующ ее изречение Вивекананды :

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=