Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 38 На основании данных характеристик вполне очевидным представляется выбор в пользу пути христианского подвижника . Лодыженский пытается доказать , что две указанных традиц ии очень различны . По мнению мыслителя , христианский путь соверш енствования приводит к любви к Богу и людям , в то время как путь йоги заключается в развитии только собственных психических сил , а также самоутверждении и самовозвыш ении . Глубокому смирению подвижников Лодыженский противопоставляет гордость и эгоизм йогов . Подобная характеристика Раджа - йоги требует , на наш взгляд , ряда комментариев и замечаний . Первое , на что следует обратить внимание , – это частое отождествление у Лодыженского собственно индусских йогов и теософов под общ им термином « оккультисты ». Данный факт уже значительно затрудняет объективное сравнение , поскольку теософские труды тех авторов , на которых ссылается Лодыженский ( Е . П . Блаватская , А . Безант , Ч . Летбитер , Р . Штайнер ), появляются только во второй половине XIX – начале XX веков как некий синт е з различных оккультных направлений и религиозных учений , как западных , так и восточных , в то время как индуизм , несмотря на соединение в нё м различных ш кол , систем и традиц ий , является нац иональной религией , происходящ ей от ведической ц ивилизац ии , опирающ ейся на определё нные свящ енные тексты . В то же самое время этот аспект определяет негативное отнош ение Вивекананды к теософскому общ еству ( Ромен Роллан ) [19, 848]. Следовательно , понимание Лодыженским практики Раджа - йоги было двойственным . И именно неправильное понимание данной религиозной практики как способа и средства достижения духовного соверш енства послужила основанием для её критики . Также следует отметить , что если для понимания православной мистической традиц ии Лодыженский использовал такой объё мный сборник сочинений святых подвижников , как « Добротолюбие », другие их многочисленные труды , а также Четьи - минеи , содержащ ие их жизнеописания , то для понимания опыта индусских йогов Лодыженский пользовался трудами нескольких авторов , а именно : Свами Вивекананды , Свами Абедананды и йога Рамачарака . Несмотря на то что Лодыженский называет Рамачараку индусом , последний являлся американским писателем и оккультистом Уильямом Уокером Аткинсоном , который в силу своего американского происхождения и жизни , проведё нной в США , вряд ли мог непосредственно воспринять традиц ии индуизма . Таким образом , подлинными практиками Раджа - йоги с точки зрения их отнош ения к традиц ии индуизма , трудами которых пользовался Лодыженский , были Вивекананда и Абедананда . При этом речь идё т только о двух произведениях , а именно : « Ф ил ософ ия й ога : л е к ц ии , ч ит а нны е в Н ь ю - Й ор к е з им ою 1895-1896 г . С у ом и В иве к а на нд а о Р а д ж а - й оге ил и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=