Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 37 « Мы знаем , – пиш ет Лодыженский , – что , кроме отвлекающ их внимание внеш них чувств , у человека в его голове могут роиться его собственные мысли , набегающ ие на сознание , которые также могут не давать ему сосредоточиваться на чем - нибудь определенном » [13, 178]. Для того чтобы справиться с этими мыслями , и необходима Дхарана , представляющ ая собой « принуждение сознания чувствовать известные части тела с исключением других » [4, 596]. « Когда сознание , – пиш ет Вивекананда , – привыкло удерживаться сосредоточенным на известном внутреннем или внеш нем пункте , оно приобретает способность как бы непрерывного течения по направлению к этому пункту . Это состояние называется Дхьяна . Когда сила Дхьяны настолько напряжена , что мы в состоянии отбросить внеш нюю часть восприятия и удерживать созерц ание только на внутренней части , значении , – это состояние называется Самадхи » [4, 604]. Достижение такого состояния и является идеалом соверш енствования Раджа - йоги . Рассматривая путь христианских подвижников и систему Раджа - йоги , Лодыженский выделяет их характерные черты , которые , по его мнению , должны указать на противоположность двух данных традиц ий . Основными характеристиками Раджа - йоги , по Лодыженскому , являются следующ ие : 1) йог должен верить в могущ ество своих мысленных сил и своей мысленной воли ; 2) йогу свойственна Ahamkara, или чувство гордости ; 3) йог обладает пытливым умом и стремиться постигнуть тайны мира ; становясь ясновидящ им , йог проводит исследование высш их миров ; 4) объект сверхсознания йога , ментальная сфера , не избавлена от злых воздействий , а также не лиш ена эгоистических начал , составляющ их принадлежность интеллекта , имеющ его свойство сознавать только одного себя и все остальное мыслить как внеш нее , чуждое себе ; 5) органом , воспринимающ им ощ ущ ения сверхсознания у йога , является головной мозг , а работа йога заключается в мыслящ ей силе , а не силе чувства [13, 162]. Лодыженский также указывает на противоположные черты у христианских подвижников : 1) подвижники отвергают веру в могущ ество человеческих сил без помощ и Божественной Благодати ; если могущ ество этих сил отвергалось христианскими подвижниками , то ими была бы отвергнута практика , подобная Раджа - йоге ; 2) чувство гордости признается одной из худш их злых страстей , от которого обязательно следует избавляться ; 3) у подвижников была слабо развита жажда к исследованиям , они не проявляли качеств « пытливого ума »; 4) христианские подвижники отриц ательно относились к созерц анию астральной и ментальной сфер , стремясь только к восприятию духовной сферы ; 5) органом высш его сверхсознания подвижники признавали сердц е . А путь подвижника начинался с перевоспитания чувств сердц а [13, 162- 164].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=