Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 35 можно назвать христианским соверш енством . Подвижники , достигш ие пол ного сове р ш е нст ва , переживают вы сш ий д у х овны й э к ст а з . Лодыженский приходит к заключению , что « бесстрастие , или безмолвие , есть состояние вполне раскрытого в человеке Высш его духовного начала . Это – то состояние , когда человек соверш енно не зависит от жизни формы , а подчинё н только законам жизни Духа ». « Состояние это , - пиш ет Лодыженский , - неразрывно связано с состоянием духовного сверхсознания . Оно является как результат всех высоких подвигов христианских – подвигов жизни духа в непрестанной жертве и любви . Пример человека , живш его всю свою жизнь в таком состоянии , мы видим в жизни Богочеловека Иисуса Христа » [13, 281]. Пути христианского самосоверш енствования Лодыженский противопоставляет Раджа - йогу , которую мыслитель определяет как науку « об упражнениях , ведущ их к расш ирению сознания человека » [13, 153]. Методом Раджа - йоги всегда является метод мыш ления , требующ ий глубокого сосредоточенного размыш ления и созерц ания [1, 49]. Идеалом соверш енствования йогов является состояние самадхи , или , следуя терминологии Лодыженского , ментальное сверхсознание . Методы упражнений и путь Раджа - йоги мыслитель исследует в основном по работе Свами Вивекананды « Философия Й ога », а также по трудам А . Безант и Р . Штайнера . Лодыженский выделяет две системы упражнений Раджа - йоги . Первая – для неверующ их в Божество , вторая – для верующ их . Различие между двумя данными системами заключается в том , что для верующ их в Божество к упражнениям добавляется ещ ё и молитва . Однако второй путь совсем не является обязательным условием самосоверш енствования , так же , как и вера в Бога . При этом Лодыженский подчеркивает , что молитва у индусов разработана слабее в сравнении с молитвою христианской [13, 167]. Прежде чем приступить к практике Раджа - йоги , человек должен проделать серьё зную подготовительную работу над собой . Лодыженский выделяет три категории правил и указаний , характерных для данного вида подготовки : 1) правила и указания относительно физической стороны человека ; 2) указания , касающ иеся внутренней стороны человека ; 3) указания относительно различных приё мов первоначальных упражнений йога . « Физическая гигиена йога , – пиш ет Лодыженский , – состоит прежде всего в растительной пищ е . Для питья человек употребляет чистую воду и молоко . В пищ е и питье не должно быть ничего раздражающ его и способного возбуждать . При этом должен быть соблюдаем неизменный ритм ежедневной жизни – правильное чередование труда и отдыха , бодрствования и сна » [13, 170]. При этом йог должен избегать всевозможных крайностей . Как пиш ет Свами Вивекананда , йог « не должен

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=