Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 34 чувство некое неизреченное и горячее при согреянии от Духа и плоти , так что весь человек станет духовным » [10, 460]. Примером умной молитвы , является Иисусова молитва « Господи , Иисусе Христе , Сыне Божий , помилуй мя греш наго !», которая встречается у многих христианских подвижников . Несмотря краткость данной молитвы , Лодыженский указывает на наличие в ней всех главных достоинств , а именно смирения , сокруш ения сердечного и любви к Божеству . Сосредоточенное повторение такой молитвы развивает « громадную молитвенную энергию – энергию высокого чувства » [13, 265]. Основное условие умной молитвы можно разъяснить словами св . Григория Синаита , с которым согласны и другие подвижники « Добротолюбия »: « Понудь ум свой сойти из головы в сердц е и держи его в нё м » [11, 286]. Лодыженский следующ им образом перефразировал данное изречение : « Да погаснет сознание твоего низш его разума ( мозговое сознание ) и да возгорится другое сознание – сознание в жизни твоего сердц а » [13, 267]. Признаком правильной , умной молитвы является ощ ущ ение т е пл от ы се р д е ч ной , которое появляется во время углубления ума в сердц е , помогающ ее подвижнику в отвлечении от посторонних мыслей и чувств . Сама же практика молитвы состоит в том , чтобы сосредоточить свой ум ( сознание ) на дыхании , принудить его « вместе с вдыхаемым воздухом сойти в сердц е и держать его там », повторяя при этом Иисусову молитву . Подобное « делание », с одной стороны , защ ищ ает ум ( сознание ) от « вражеских прилогов » ( развития злых страстей ), с другой – « возводит в божественное желание и любовь ». В конечном итоге , в человеке должна развиться привычка к такому состоянию ума . После этого если он и касается внеш них предметов , то сам затем стремиться вернуться внутрь , что сопровождается « сладостью » и « радованием ». Для практикующ их данную технику подчеркивается необходимость советника – духовного отц а , руководящ его молитвой ученика и помогающ его последнему избежать неправильных действий [13, 268-269]. Весьма подробное описание данной практики , с её различными нюансами приводится в сочинении « Откровенные рассказы странника духовному своему отц у » [17] При повторении наития духовной молитвы на человека , молитва начинает занимать всё больш е времени , затем переходит в длительное состояние , вследствие чего делается непрестанной . Лодыженский подчеркивает , что « непрестанная молитва переходит в высш ее духовное состояние , именуемое некоторыми подвижниками б е сст р а ст ие м , другими – б е з м ол вие м , а третьими – ч ист от ою се р д ц а , понимаемое как высш ее состояние такой чистоты ». При этом ни одно из этих понятий до конц а не выражает характер данного состояния . Такое состояние и является тем , что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=