Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 33 суетному и худому , то с больш им трудом и самопонуждением напрягается придти в себя самого , если был возобладан и побежден какой - либо страстью . Отличительная черта сего дела та , что оно происходит в голове : мысли с мыслями борются » [11, 593-595]. П р а вил ь но пост а вл е нны е м ол ит вы ( на ст оя щ ие м ол ит вы ) подразделяются Лодыженским на два разряда : 1) правильные молитвы , д л я все х д ост у пны е ; 2) разряд особ ы х д у х овны х ( высш их ) м ол ит в , доступных только исключительно способным к ним людям , достигш им высш его соверш енства [13, 251]. Общ едоступной правильной молитвой Лодыженский называет молитву , в которой участвуют ум и сердц е . Мыслитель выделяет несколько видов об щ е д ост у пной молитвы . М ол ит ве нное р а з м ы ш л е ние , представляющ ее собой « всякую беседу к Богу , соверш аемую втайне , всякое попечение доброго ума о Боге , всякое размыш ление о духовном » [9, 827]. Молитвенное размыш ление не должно быть только работой мысли , но также должно быть соединено с сердечными чувствами . О б ы к нове нна я м ол ит ва является произнош ением известных молитвенных слов наизусть , сопровождаемая поклонами и крестным знамением , а также чтением молитв по книге в соответствии с молитвенным правилом . В ы сш а я ст у пе нь об щ е д ост у пной м ол ит вы , предваряющ ая духовную молитву , « сопровождается особым молитвенным настроением , чувством умиления и слё зами » [13, 253]. Переход от об щ е д ост у пной м ол ит вы к м ол ит ве д у х овной ( высш ей ) проходит следующ им образом : « Во время обыкновенной молитвы подвижник , упражняясь в ней и доходя до высш ей её степени , проникается особенным молитвенным настроением – состоянием молитвы без слов и без всякого участия в ней рассудочной мысли ( интеллекта , или малого разума ), проникается состоянием особой молитвы , творимой только в сердц е . Как только снизош ло на человека наитие этой молитвы , личная воля его в дальнейш ем молитвенном акте участия уже не принимает , хотя молящ ийся чувством своим сознает эту молитву » [13, 225]. Исследуя « Добротолюбие », Лодыженский выделяет три вида созерц ательной высш ей молитвы , а именно : 1) духовная молитва как наитие на молящ егося особых высоких ощ ущ ений при горячей и усердной христианской молитве ; 2) умная молитва , которая есть та же духовная молитва , но достигаемая известными приё мами сосредоточения в молитве ; 3) непрестанная духовная молитва как состояние духа непрерывное , подобное дыханию или сердц ебиению . Описанием духовной молитвы может служить высказывание Аввы Филимона : « Если пребудет в тебе непрестанно молитва и поучение в Писаниях , то отверзутся очи душ и твоей и будет в ней радость великая и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=