Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 32 Действенность молитвы в деле соверш енствования определяется тремя критериями , а именно : б е ск ор ы ст ие м , ч ист от ой м ол ит вы и соср е д от оч е нност ь ю в м ол ит ве . Б е ск ор ы ст ие в молитве выражается в том , чтобы не « просить ничего житейского », но , напротив , просить о « духовной пищ е ». Ч ист от а м ол ит вы означает свободу от эгоистических желаний и страстей . « Не может чисто молиться тот , – замечает пресвитер Илия , – кто одержим красотолюбивою и честолюбивою страстью . Ибо пристрастие к сим вещ ам и суетные помыслы опутывают такого » [10, 556]. Молитва должна быть не столько сосредоточенностью мысли , сколько соср е д от оч е нност ь ю религиозного чувства в сердц е . « Приступающ ие к Господу , – говорит св . Макарий Великий , – должны соверш ать молитвы в безмолвии , мире и великом покое и внимать Господу не с воплями непристойными и смеш анными , но с томлением сердц а и трезвыми помыслами » [8, 270]. При этом Лодыженский выделяет на ст оя щ у ю м ол ит ву и не сове р ш е нну ю м ол ит ву . Разниц а между двумя типами молитвы определяется характером отнош ения молитвы к уму и сердц у . Подобно тому как жизнь только умом , без сердц а , не является настоящ ей , так и молитва , проходящ ая только в умственных представлениях , не является на ст оя щ е й м ол ит вой . Так , Никодим Святогорец замечает : « Не словом только надо молиться , но и умом , и не умом только , но и сердц ем , да ясно видит и понимает ум , что произносится словом , и сердц е да чувствует , что помыш ляет при сем ум . Все сие в совокупности и есть настоящ ая молитва , и если нет в молитве твоей чего - либо из сего , то она есть или несоверш енная молитва , или совсем не молитва » [16, 287]. « Настоящ ая молитва , – пиш ет Лодыженский , – есть такая молитва , в которой принимает участие не только мысль человека , но главным образом его чувство – не столько мозг , сколько сердц е » [13, 249]. При этом несоверш енная молитва не отриц ается совсем , поскольку многие начинают свой путь молитвенного подвига именно с такой молитвы , которая со временем становится более искренней . Однако Лодыженский указывает на род несоверш енной молитвы от которого подвижники « Добротолюбия » предостерегали тех , кто начинал упражняться в молитве . Подобная молитва строиться на искусственной экзальтац ии , вызываемой усилиями воображения , либо на работе и борьбе мысли . Данные виды неправильной молитвы описываются Симеоном Новым Богословом . В первом случае человек сам воображает блага , посланные ему свыш е , находясь в ощ ущ ении своей святости . Подобная молитва может привести к тому , что христианские подвижники называли прелестью , когда сущ ествует опасность « сойти с ума ». Во втором случае проявляется больш ое беспокойство ума , когда молящ ийся « то исследует помыслы свои , то вникает в слова читаемой молитвы , то возвращ ает назад помыслы свои , если они , быв пленены дьяволом , унеслись к чему - то

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=