Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 30 УДК 141.33 О . В . С о л о п о в ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») Тел . 8-903-658-25-14, e-mail: podvizhnik@mail.ru И Д Е А Л Ы Д У Х О В Н О Г О С А М О С О В Е Р Ш Е Н С Т В О В А Н И Я В Р Е Л И Г И О З Н О Й ФИ Л О С О ФИ И М . В . Л О Д Ы Ж Е Н С К О Г О В ст ат ь е пр е д ст авл е н ср авн ит е л ь н ы й ан ал из сист е м ы и пр акт ики Р ад ж а - й ог и и х р ист иан ског о у ч е н ия в р е л иг иоз н о - ф ил ософ ских т р у д ах М . В . Л од ы ж е н ског о . Мы сл ит е л ь р ассм ат р ивае т пр акт ики д у х овн ог о сам осове р ш е н ст вован ия х р ист иан , в осн ове кот ор ы х – м ол ит ва и пр акт ики й ог и . К л ю ч е вы е сл ова : М . В . Л од ы ж е н ский , исих аз м , м ол ит ва , м ист иц из м , й ог а , т е ософ ия , х р ист иан ст во , ин д у из м , аске т из м . Для религиозной философии М . В . Лодыженского (1852-1917) характерно противопоставление православного христианства , которое мыслитель считает единственно истинным , иным религиозным традиц иям . « Основная тема религиозной философии Лодыженского , – отмечает В . Н . Назаров , – это именно сравнительное сопоставление двух типов мистик , исходящ их из разных духовных и нравственных источников . С одной стороны , это христианская мистика , запечатленная в опыте восточных христианских аскетов , православных святых и старц ев ; с другой – мистика йоги , воплощ енная в аскетической практике индусских подвижников и получивш ая новый импульс развития в теософском движении » [15, 267]. Подобная постановка проблемы была высоко оц енена в работе Н . А . Бердяева « Смысл творчества » [2, 559]. По наш ему мнению , именно нравственный критерий послужил основой для сравнения двух указанных традиц ий . Идеалом пути христианского подвижника Лодыженский называет духовную религиозную любовь . Мыслитель подчё ркивает , что « одно дело понять смысл христианской религии , другое дело – пережить её . Но чтобы начать переживать религиозное чувство , первый ш аг к этому – это хотя бы умственное , теоретическое усвоение главных религиозных истин , и прежде всего , конечно , следует признать несомненность бытия Великого Божественного « Я », которым держится и связывается вся вселенная , и при этом признать это Великое Божество как деятельную личную силу Божью , животворящ ую человеческую душ у , стремящ уюся к ней » [13, 206]. Иными словами , Лодыженский указывает на необходимость прохождения человека через духовный опыт . Такая необходимость подчё ркивается И . А . Ильиным . « Только духовный опыт , – замечает Ильин , – опыт , открывающ ий человеку доступ к любви , совести и чувству долга , к праву , правосознанию и государственности , к искусству и художественной красоте , к очевидности

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=