Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 28 контролировать себя и соверш ать только те поступки , которые ему предписывает нравственный долг . Значит , назначение человека остаё тся неисполненным ( при отсутствии бессмертия ) и , следовательно , обязательность нравственного долга остаё тся чистой бессмыслиц ей . Если же предположить сущ ествование бессмертия , то у человека остаё тся право верить в осущ ествимость всего того , что остаё тся неосущ ествимым в земной жизни и что сохраняет смысл обязательности нравственного долга . И , следовательно , благодаря закону Д . Юма и исследованиям И . Канта при допущ ении сущ ествования бессмертия человек вправе верить , что « исполнение нравственного долга служит средством для достижения осущ ествляющ ейся в посмертной жизни абсолютно ц енной ц ели » [1, 202]. Человек может верить , что через достижение этой ц ели искупляется всякое зло , испытываемое и причиняемое кем бы то ни было и чем бы то ни было в этом мире ; что это зло превращ ается в добро через исполнение назначения человека , что это зло будет чувствоваться всеми как добро и т . п . В чё м именно состоит эта абсолютно ц енная ц ель , как именно соверш ится вследствие служения человека нравственности превращ ение зла в добро , в чё м оно будет состоять – это человек знать не может . Но в этом , по мнению А . И . Введенского , и нет необходимости , так как действие из причины аналитически не выводимо , а присоединяется к ней только синтетически , и априорные идеи могут не иметь обязательного значения за пределами возможного опыта . Логический закон противоречия имеет обязательное значение , как это уже отмечалось выш е , только в пределах возможного опыта , поэтому можно верить , что в ноуменальном мире испытанное зло будет трактоваться как добро . Во всяком случае , в это можно верить . Рассудок уже не протестует против подмечаемого им противоречия в вере , потому что оно касается не мира явлений , а того , что лежит за пределами возможного опыта . Таким образом , бесконечность ( или конечность ) мира является неразреш имым противоречием в рамках рац ионального познания , в силу чего она является предметом веры . Лит е р а т у р а 1. Введенский А . И . О видах веры в её отнош ениях к знанию // Философские очерки . Прага , 1924. С . 155–213. 2. Введенский А . И . Логика , как часть теории познания . Петроград : тип . М . М . Стасюлевича , 1917. 430 с . 3. Кант И . Критика чистого разума . М .: Мысль , 1994. 591 с . 4. Лосский Н . О . История русской философии . М .: Советский писатель , 1991. 480 с .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=