Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 27 Эту безусловную обязательность можно признавать или не признавать , но доказывать её можно только практически , своей жизнью , осущ ествляя нравственный долг на деле . Таким образом , признание безусловной обязательности нравственного долга имеет заметное сходство с верой . Причё м это признание сопровождается одобрением этого долга , под влиянием чего он становится обязательным сам по себе . Такое признание , по мнению А . И . Введенского , логически вынуждает признавать некоторые положения , касающ иеся того , что лежит за пределами возможного опыта , так что критический рассудок считает их недоказуемыми , но и неопровержимыми . И поэтому эти положения могут служить догматами такой веры , которая допускается критическим рассудком , но не будет верой суетной . А . И . Введенский выделяет следующ ие условия обязательности нравственного закона : 1) каждый человек должен быть рассматриваем как назначенный для безусловно ц енной ц ели ; 2) эта ц ель достижима , так что устройство Вселенной подчинено этой же ц ели и способствует её осущ ествлению ; 3) нравственная деятельность является одним из средств для достижения этой ц ели [1, 195]. Иначе говоря , чтобы не признавать обязательность нравственного долга бессмыслиц ей , необходимо допускать , с одной стороны , осущ ествимое назначение человека и всего мира для какой - то абсолютно высокой и ц енной ц ели , а с другой стороны – полное совпадение требований нравственности с требованиями этого назначения . Если допустить , что ни у мира , ни у человека нет никакого подобного назначения , то нравственность останется только как факт , как прирождё нное стремление , как инстинкт , который у одних будет сильнее , а у других – слабее ; нравственность уже не будет иметь безусловной обязательности . Если же субъект признаё т обязательность нравственного закона , то он должен верить в Бога и в бессмертие , ибо это есть условие , необходимое для признания нравственного долга , но , по мнению А . И . Введенского , ещ ё не достаточное . Ещ ё И . Кант указывал на связь между верой в Бога и в бессмертие и требованиями нравственности . Нравственный закон предписывает только форму деятельности , а уже к этой деятельности подбирается соответствующ ее содержание и объекты . При этом каждый поступок должен быть исполняем , по мнению И . Канта , исключительно из уважения к нравственному закону . Если предположить , что назначением человека является осущ ествление торжества формального закона нравственности , то при отсутствии бессмертия это назначение так и останется невыполненным по причине того , что на человека постоянно влияют самые разнообразные мотивы , и он не всегда в состоянии

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=