Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 26 бы ни возник мир : ш есть тысяч лет назад , в начале XIX столетия или даже в только что прош едш ий момент времени – он является человеку и осознается им только в подчинении времени и закону причинности . Явления всегда даны человеку , а вместе с ними появляется возможность для сущ ествования эмпирических наук , потому что последние занимаются исследованием феноменов , а не вещ ей - в - себе . Таким образом , резюмирует А . И . Введенский , возможность допускать возникновение мира в любой момент времени не упраздняет сущ ествование эмпирического познания , потому что для последнего необходимо сущ ествование мира как явления , а не как вещ и - в - себе [1, 186]. Таким образом , исходя из выш еизложенного , можно сделать вывод , что критическая философия даё т возможность без каких - либо « протестов » со стороны рассудка верить и в загробную жизнь , и в её отсутствие ; и в сотворение мира Богом для каких - либо ц елей , и в бессмысленное вечное сущ ествование мира . Поэтому должна сущ ествовать , по мнению А . И . Введенского , такая вера , к которой человека уполномочивает сам критический рассудок . К числу возможных догматов этой веры русский философ относит любое положение относительно вещ ей - в - себе , независимо от его содержания , утвердительного или отриц ательного [1, 190]. Ведь ни одно из этих положений нельзя ни доказать , ни опровергнуть , потому что для этого необходимо воспользоваться априорными идеями . Но , как уже было сказано выш е , познание на основе априорных идей возможно только в пределах опыта , что к вещ ам - в - себе не относится . Поэтому антиномия о бесконечности или конечности мира во времени и пространстве так и останется неразреш имой в рамках рац ионального познания , ибо она является предметом веры , которую допускает критический рассудок . Вера , рассмотренная и допущ енная рассудком , « подвергается им критическому рассмотрению ; но он уже не протестует против неё , потому что , он и признаё т её недоказуемой , но в то же время – и неопровержимой , т . е . не противоречащ ей ни логике , ни фактам » [1, 192]. Такая вера может оказаться разнообразной , и поэтому А . И . Введенский подразделяет её на несколько видов в зависимости от мотивов , которые руководят субъектом при выборе ответа на вопрос , предоставленный вере . Если мотив по своей внутренней ц енности ничтожен , то основанную на нё м веру А . И . Введенский называет суетной ( вера , исповедуемая под влиянием моды ; например , популярность материалистических воззрений среди молодё жи в России в 60 – 70 гг . XIX в .). Если же мотив высокий , ц енный , то основанная на нё м вера будет верой сознательной . Мотивац ию для такой веры А . И . Введенский находит , прежде всего , в нравственных требованиях . Признание безусловной обязательности нравственного долга составляет , по словам А . И . Введенского , « уже что - то вроде веры » [1, 193].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=