Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 25 что нет , потому что мир возник не без причины , его причиной является творчество Бога . А для Бога как вещ и - в - себе закон причинности , как и все априорные идеи , не имеет обязательного значения . А потому человек не может знать , что побуждает Бога к творчеству . Что же касается принц ипа сотворения мира из ничего , то он , по мнению А . И . Введенского , имеет обязательное значение лиш ь в мире явлений ; сотворение мира находится вне всякого возможного опыта , поэтому для него априорные идеи не имеют обязательного значения . Следовательно , понятие сотворения мира не имеет ничего немыслимого с точки зрения « чистого » знания , т . е . знания , которое критически очищ ено от примеси всевозможных недостоверных , догматически признаваемых предположений [1, 182]. 2. Можно ли допускать сотворение мира ввиду неизменяемости законов природы вообщ е и , особенно , ввиду закона сохранения материи ? А . И . Введенский утверждает , что можно . Закон сохранения материи гласит , что количество материи в мире остаё тся неизменным . Если материя сотворена Богом , т . е . если для её возникновения необходимо творчество Бога , то при любых проц ессах в природе она не может увеличиться сама собой . С другой стороны , если материя сотворена Богом для того , чтобы она сущ ествовала , т . е . Бог повелел ей быть , то она не может и уничтожиться сама собой ни в каких природных проц ессах . Следовательно , её количество всегда будет неизменным . Аналогичная ситуац ия и с законами природы . Они неизменяемы посл е того , как они созданы Богом , а не тогда , когда их ещ ё не было . Таким образом , заключает А . И . Введенский , законы природы не препятствуют допускать сущ ествование мира в первый день XIX столетия . 3. Возможно ли вообщ е допускать тот способ сотворения мира , о котором предположил А . И . Введенский ? Мог ли Бог сотворить те постройки , документы и т . д ., которые сущ ествовали в начале XIX в .? Русский философ даё т положительный ответ на этот вопрос . Если Бог создал мир и человека , то мог создать и всё то , что находится в мире . Мир был создан с определё нным распределением материи . И она могла распределиться в виде построек , документов и т . д . Следовательно , нет никакого противоречия , с точки зрения А . И . Введенского , между его предположением и понятием Бога . А вопрос о том , допускает ли природа Бога создание мира с таким , а не с иным распределением материи , исходя из закона Юма , необходимо реш ать посредством опыта , так как это вопрос о связи действия с его причиной . Но Бог и сотворение мира недоступны опыту . Следовательно , такой способ возникновения мира может быть принят в качестве гипотезы . 4. Не упраздняется ли верой в сотворение мира сама возможность эмпирического познания ? А . И . Введенский считает , что нет , так как для сущ ествования эмпирического познания нужны лиш ь явления . А раз они даны человеку , следовательно , могут быть установлены и их законы . Когда

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=