Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 24 выполнение , так и его невыполнение . Поэтому нет ничего логически непозволительного в допущ ении реальности сущ ествования триединого Бога . На основании выш еизложенного можно сделать вывод , что А . И . Введенский вслед за И . Кантом скептически относился к рац ионализму . Потому вопрос о том , может ли наш рассудок знать , был ли мир сотворё н Богом или нет , должен быть реш аем при помощ и опыта ( с позиц ий эмпиризма ). А при использовании этой методологии одинаково возможно допускать как сотворение мира , так и его вечное предсущ ествование . А . И . Введенский достаточно подробно анализирует обе гипотезы . Он считает , что рассудок человека не протестует против признания бесконечного сущ ествования мира , выстраивая свои рассуждения следующ им образом . Современному состоянию мира предш ествовало « вчераш нее », « вчераш нему » – « позавчераш нее » и т . д . Следуя по пути такого « регресса », человек не в силах дойти до такого состояния мира , которое могло бы возникнуть не под влиянием сущ ествующ их законов природы из предш ествующ его состояния . Таким образом , каждое состояние мира , до которого человек может дойти в своих рассуждениях , всегда может рассматриваться как возникш ее из предш ествующ его . Следовательно , ни логика , ни факты не противоречат допущ ению бесконечного предсущ ествования мира . Гипотезу возникновения мира в определё нный момент времени А . И . Введенский рассматривает более подробно . Для достижения этой ц ели русский философ допускает , что Бог создал мир в какой - либо произвольно избранный момент . В качестве этого произвольного момента А . И . Введенский предлагает взять первый день начала современного ему XIX столетия . Тогда для того , чтобы мир мог возникнуть в его тепереш нем состоянии , необходимо допустить , что мир был создан именно в том виде , в каком он сущ ествовал на момент первого дня начала XIX в . ( т . е . со всеми зданиями , постройками , книгами , документами , живыми сущ ествами и т . д .). Именно из этих вещ ей и развились все события XIX в . Но вместе с тем эти вещ и заставляют нас убедиться в сущ ествовании событий XVIII, XVII, XVI вв . и т . д . до бесконечности , потому что от них сохранились следы в виде построек , документов и т . д . Но ведь было допущ ено , что мир был создан таким , какой он был к первому дню XIX столетия . Следовательно , несмотря на то , что он возник сравнительно недавно , он будет являться человеку таким , как будто он сущ ествует уже бесконечное время . Эти предположения русский философ пытается доказать методом от противного . Возражения против этих допущ ений он разделяет на 4 группы и рассматривает их сквозь призму критической философии . 1. Возможно ли вообщ е допускать сотворение мира из ничего ? Не противоречит ли это понятию причинности ? А . И . Введенский отвечает ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=