Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 23 И . Кант в отличие от рац ионалистов считает , что прирождё нность не является гарантией априорности идеи . Идея будет априорной только тогда , когда её содержанием будет служить одна из неизбежных форм наш его сознания [1, 173]. Но здесь встаё т вопрос о границ ах познания . Распространяется ли значение априорных идей за пределами возможного опыта ? И . Кант реш ительно отвергал значение априорных идей для вещ ей - в - себе . А . И . Введенский считает , что из работ И . Канта вытекает только то , что возможны как положительный , так и отриц ательный ответ на сформулированный выш е вопрос . А отсюда следует , что познание вещ ей - в - себе окончательно невозможно , потому что между причиной и действием нет логической связи . Таким образом , благодаря исследованиям И . Канта рассудок отказывается и протестовать против любого положения , касающ егося вещ ей - в - себе , и доказывать какое - либо из подобных положений . Итак , достоверность познания возможна при том условии , что в его основе лежат априорные идеи . Но именно из - за этого достоверность познания не может простираться за пределы возможного опыта ( т . е . на вещ и - в - себе ). Значит , достоверность познания следует ограничить пределами опыта . Таким образом , И . Кант открыл , что сама вера в знание обязывает нас признавать , что есть область , не доступная достоверному знанию и предоставляемая такой вере , положения которой не могут встретить никаких протестов со стороны рассудка . Немец кий философ открыл для веры , рассмотренной и одобренной критическим рассудком , очень ш ирокую область . Например , если принимать во внимание только закон Юма , то невозможно пове р ит ь в сущ ествование какого - либо объекта , содержащ его в себе внутреннее противоречие , потому что рассудок протестует против такой веры . Поэтому верить в христианского Бога , с точки зрения закона Юма ( не принимая во внимание исследования И . Канта ) можно только наивно или слепо , ведь идея такого Бога содержит в себе внутреннее противоречие : Единый Бог соединяет в себе три Лиц а , причё м неслиянно и нераздельно . С точки зрения одного из законов логики ( закона противоречия ) это невозможно , недаром же ц ерковь считает , что триединство Бога есть тайна , не доступная для понимания человеческим умом . Поэтому , если опять не принимать во внимание исследования И . Канта , то верить в Бога христиан можно только заглуш ая голос человеческого рассудка . Но если посмотреть на проблему с точки зрения критической философии И . Канта , то теперь рассудок человека может не протестовать против веры в христианского Бога . Закон противоречия имеет априорный характер , и поэтому он не имеет обязательного значения для вещ ей - в - себе . В феноменальном мире этот закон логики обязательно должен выполняться , но в мире ноуменов мы можем допускать как его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=