Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 22 Поэтому А . И . Введенский поддерживает Д . Юма в том , что связь причины и действия есть не логическая связь основания со следствием , а связь иная , не поддающ аяся рац ионализац ии . Следовательно , наблюдая одно действие , нельзя познать его причину без помощ и опыта ; зная только причину , нельзя знать её действие без помощ и опыта . А . И . Введенский это открытие называет « законом Юма »: « связь причины с действием имеет синтетический характер ( т . е . рац ионализированию не поддаё тся ) и познаё тся нами не иначе , как при помощ и прежнего или нового опыта » [1, 167]. Благодаря закону Юма человеческий рассудок обязан относительно какого - либо объекта считать позволительными два противоположных суждения и предоставить право вере выбирать любое из них без всяких протестов с его стороны . Это происходит по той причине , что ни логика , ни факты не противоречат ни тому , ни другому суждению , потому что каждое из них одинаково неопровержимо и недоказуемо . Таким образом , благодаря закону Юма открывается возможность нового вид а ве р ы . В качестве примера такой веры А . И . Введенский рассматривает веру в загробную жизнь . Русский философ считает , что если можно было бы рац ионализировать связь причины с действием , то тогда можно было бы определиться , умирает ли душ а человека после смерти его тела или продолжает жить . Т . е . рассматривая смерть как причину , можно было бы логически вывести все её действия . Но в силу закона Юма это невозможно , потому что все эти действия необходимо наблюдать в опыте . А загробная жизнь не может быть дана человеку в опыте . Потому его рассудок обязан считать одинаково возможным и сущ ествование загробной жизни , и отриц ание такого сущ ествования ; но в качестве предмета ве р ы человек может принять любое из этих положений . Определением предмета такой веры занялся И . Кант . Он считал , что опыт , который состоит из одних лиш ь констатац ий прош лых восприятий , не даё т человеку никаких достоверных обобщ ений . При построении достоверного знания необходимо анализировать опытные данные на основании таких принц ипов и идей , которые имели бы для опыта всеобщ ее и необходимое значение . Такие идеи И . Кант , а вслед за ним и А . И . Введенский , называют априорными . А . И . Введенский также подчеркивает значимость условий априорности принц ипов человеческого познания . Он возражает рац ионалистам , которые считают , что прирождё нные идеям имеют априорное значимость . Ведь сущ ествуют психические болезни человека , передающ иеся по наследству . В этом случае , если отождествить прирождё нность и априорность , то придё тся признать , что идеи психически больного человека будут иметь для опыта всеобщ ее и необходимое значение .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=