Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 18 несвободы . Признавая ц енность свободы выбора , Ц ерковь утверждает , что таковая неизбежно исчезает , когда выбор делается в пользу зла . Зло и свобода несовместимы . Таким образом , нами установлено , что впервые термин « теодиц ея » употребил Г . В . Лейбниц в своей работе « Опыт теодиц еи о благости Бога , свободе человека и происхождении зла ». Наряду с франц узским философом Н . Мальбранш ем , Г . В . Лейбниц фактически , предложил снять проблему зла , так как мы не обладаем полным , божественным знанием всех проц ессов в мире . Зло , таким образом , обязательно приводит , в конечном счете , к добру . Бог не желает зла , а лиш ь допускает его , поскольку создает только соверш енное , действуя под влиянием логических условий , содержащ их несоверш енство . В христианской богословской литературе так же присутствует объяснение сущ ествования зла и страданий . Хотя данная проблематика не является ведущ ей в богословии , к ней обращ аются такие фигуры как Августин , Исаак Сирин , Григорий Нисский и другие . Богооправдание в православии опирается , прежде всего , на онтологические категории : небытийственность зла , Абсолютность Божественных законов , плюрализм творения . Этическая проблематика в православии раскрывается через технические категории устроения жизни , не затрагивая глубинных оснований самой проблемы сущ ествования зла . Так же , в статье показано , что богословская и философская традиц ии в понимании теодиц еи исходят из представлений о свободе воли человека . Г . В . Лейбниц различает понятие судьбы и необходимости . Необходимость может быть метафизической ( абсолютной ), физической и моральной . Абсолютная свобода доступна только Богу , свобода человека возможна , поскольку он , будучи высш ей из земных монад , способен к самопознанию и самоопределению в гармонии со всеми видами необходимости . В христианской традиц ии , соотнош ение божественного провидения и свободы воли таково , что люди безупречно моральные , действительно свободные обязаны своими качествами и подчинены своим поведением божественной благодати – непрерывному попечению бога , а сами по себе как бы и не являются виновниками своих поступков и всей своей праведной деятельности . Человек не является виновником своих поступков и всей своей праведной деятельности . С другой стороны , человек из на ч а л ь но гр е х ове н , однако обладает свободой воли , часто приводящ ей лиш ь к греховным поступкам ( связанных , главным образом , с чрезмерностью их телесных потребностей ). Таким образом , человек находится в ситуац ии выбора между добром и злом , между пороками и добродетелями . Выбор добра или зла - единственный путь , что бы отстоять свою свободу . Отсюда следует , что зло ведет к свободному приятию добра .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=