Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 17 соверш енно по - новому . Теперь христианам открыта полнота божественной любви , завеса спала и в жертвопринош ении Господа божественная любовь обнажилась до конц а , а в Светлом Его Воскресении открылась и всепобеждающ ая сила этой любви . Христианам остается только вкусить эту божественную любовь и ей причаститься : вкусите и видите , яко благ Господь . Что же касается учения о свободном выборе человека , то Ц ерковь говорит о том , что свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе . Григорий Нисский говорит о том , что человек стал боговидным и блаженным , будучи почтен свободой . На этом основании в своей пастырской и духовнической практике Ц ерковь бережно относится к внутреннему миру человека и его свободе выбора . Подчинение воли человека с помощ ью манипуляц ий или насилия некоему внеш нему авторитету рассматривается как наруш ение порядка , установленного Богом . В то же время свобода выбора не есть абсолютная и конечная ц енность . Она поставлена Богом на службу человеческому благу . Осущ ествляя ее , человек не должен причинять зла самому себе и окружающ им . Однако , в силу власти греха , свойственного падш ей человеческой природе , никакое человеческое усилие недостаточно для достижения подлинного блага . На своем примере святой апостол Павел свидетельствует о том , что свойственно каждому человеку : « Не то делаю , что хочу , а что ненавижу , то делаю … Уже не я делаю то , но живущ ий во мне грех » ( Рим . 7, 15-16). Следовательно , человеку не обойтись без помощ и Бога и тесного соработничества с Ним , так как только Он является источником всякого блага . Отвергнув Бога и опираясь только на себя , первые люди попали под власть разруш ительных сил зла и смерти и передали эту зависимость своим потомкам . Злоупотребив свободой выбора , человек утратил другую свободу - свободу жизни в добре , которую он имел в первозданном состоянии . Эту свободу человеку возвращ ает Господь Иисус Христос : « Итак , если Сын освободит вас , то истинно свободны будете » ( Ин . 8, 36). Обретение свободы от греха невозможно без таинственного соединения человека с преображенной природой Христа , которое происходит в Таинстве Крещ ения и укрепляется через жизнь в Ц еркви – Теле Христовом . Подлинно свободен тот , кто идет путем праведной жизни и ищ ет общ ения с Богом , источником абсолютной истины . Напротив , злоупотребление свободой , выбор ложного , безнравственного образа жизни , в конц е конц ов , разруш ает саму свободу выбора , так как ведет волю к порабощ ению грехом . Только Бог , являясь источником свободы , может поддерживать ее в человеке . Те , кто не желают расставаться с грехом , отдают свою свободу дьяволу – противнику Бога , отц у зла и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=