Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012
Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 16 Бог — всемогущ , но всемогущ ество Его есть всемогущ ество любви , т . к . Бог есть Любовь . Поэтому Бог зла не сотворил и , можно сказать , даже не мог сотворить . « Зло же , по учению Ц еркви , появилось только оттого , что Бог создал Свои высш ие создания — человека и ангелов — по Своему образу и подобию , т . е . вполне свободными сущ ествами , которые могут даже пойти и не по указанному Богом пути » [6, 97]. Бог есть прежде всего Любовь , и человек уподобляется Богу , т . е . становится все более похожим на Него , когда любит , когда возрастает в любви . Но можно ли любить не свободно , по необходимости или по принуждению ? Конечно , нет . Любить можно только свободно , вследствие чего надлежит сказать , что любовь и есть настоящ ее осущ ествление , выявление или реализац ия свободы . Вот поэтому - то Бог и создал ангелов и людей свободными , Он сотворил их для Любви , для того , чтобы они могли причаститься к тому блаженству взаимной любви , в котором пребывает Он Сам , Бог , Троичный в Лиц ах . Но , свобода заключает в себе и риск неправильного выбора , риск уклонения от верного пути и , к несчастью , этот неправильный выбор соверш ился у некоторых ангелов и прародителей человеческого рода , откуда и возникло зло . Почему произош ел этот неверный выбор — объяснить нельзя . Всякое творение исполнено глубокого смысла , как сотворенное всемудрым Богом , и оно , как имеющ ее смысл , объяснимо . Но зло Богом не сотворено и поэтому оно само по себе лиш ено смысла , является бессмыслиц ей , которая необъяснима . Святые Отц ы учат , что зло , как не сотворенное Богом , по - настоящ ему не сущ ествует . Это призрак , изъян , болезнь , отриц ательная величина , минус , но минус , который все же может обладать силой . Сила же эта , как сила паразита ( а зло и есть паразит ), живет только силою того организма , которым питается . Сила зла только в согласии с ним воли свободного , созданного Богом сущ ества . На земле же зло может иметь место только , поскольку воля людей склоняется к злу , а она и будет склоняться к злу , пока человек свободно не вернется к единственно верному пути свободного , любовного исполнения всеблагой воли Божией . Бог , конечно , предвидел , что ангел и человек могут сделать неправильный выбор ; более того , Он знал , что неправильный выбор соверш ится . Но безмерной любви Своей , на все ош ибки человеческие , на все зло человеческое и на все страдания людей Бог отвечает Самопожертвованием . Он берет все ош ибки , все зло и все страдания на Себя , как будто бы Он , неповинный ни в каком зле — есть виновник зла . Человек уклоняется от любви , сходит с пути любви , но Бог всегда остается Любовью и только Любовью . Жертва Господня имеет для людей тот смысл , что она дает людям возможность опять свободно выбрать правильный путь . Бог не хочет , да и не может спасти людей насильно . Он только зовет и призывает , но в Иисусе Христе Бог призывает к Себе людей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=