Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 15 есть бытие не самобытное , а то , что сотворено Богом , не может быть таким , каков сам Творец . Этим обосновывается для твари возможность не только относительного пути возрастания , но и отриц ательного пути зла . Булгаков писал , что первородный грех соверш ался не в душ е мира , но в ее низш ем , становящ емся ц ентре , в области тварности . Он мог только повредить или отравить , но не умертвить природу , извратив ее в состоянии , а не в сущ естве . Другими словами , первородный грех принес с собой не субстанц иальную , но лиш ь функц иональную порчу мира . И , таким образом , начало зла коренится в свободе твари . Зло рождается от свободы сущ ества , которое его творит , распространяется со свободного согласия человеческой воли . По мнению Е . Н . Трубец кого , оправдание свободы , данной человеку Богом , заключается в том , что без нее невозможно было бы « дружество » между человеком и Богом . « Тот дар свободы , данный человеку , который с первого взгляда кажется несовместимым с мыслью о любви Божией , на самом деле представляет собой необходимое ее обнаружение и явление : только в отнош ении к сущ еству свободному любовь может обнаружиться во всей своей полноте » [15, 110]. Тем самым , можно сказать , что человек свободен в том , чтобы быть добрым и злым , порочным или добродетельным . У него нет другого пути , чтобы отстоять свою свободу , кроме как оказаться в ситуац ии выбора между добром и злом . Зло – не самоц ель . Это единственный путь , ведущ ий к свободному приятию и творению добра . « Но если порочность и греховность можно рассматривать как злоупотребление свободой и в определенной мере принять и простить , то как оправдать несправедливость миропорядка и его Творц а , допускающ его , чтобы люди , злоупотребляющ ие свободой , ещ е и наслаждались ее плодами ? С одной стороны , человеку неведомы пути Всевыш него . Ему не дано провидеть всех последствий нисходящ их сил добра и зла . Иногда , человек принимает за зло то , что несет в себе будущ ее благо , и , наоборот , кажущ ееся добро оборачивается неисправимым злом . Быть может , Бог посылает испытания тем , кого он любит . Пример тому Книга Иова , темой которой является отнош ения Бога и страдающ его человека перед лиц ом видимой несправедливости мироздания . С другой стороны , утверждение о кажущ ейся безнаказанности порочных в этом мире кажется основательным только со стороны , поскольку каждое преступление по природе своей уже здесь влечет за собой соразмерное ему наказание : внутренний голос совести , чувство страха , беспокойство , которые постепенно отравляют жизнь человека , пророчат ему мучительный уход из этого мира » [11, 37]. В связи с тремя формами зла и их оправданиями , интересно учение о теодиц ее Святой Ц еркви . Ц ерковь учит , что Бог , конечно , всеблаг , что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=