Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 14 этапы в трансформац ии добра , то есть заменяет категорию зла на категории « ещ е не - добра » и « уже не - добра »: зло – ничто , зла нет , но добро определяется как таковое чрез реальное различие во всеедином его как добра и его как (« ещ е » и « уже ») не - добра , т . е . отсутствия , лиш енности добра . Карсавин делает вывод о том , что конкретное зло при ближайш ем рассмотрении разлагается на нечто сущ ее , а потому и доброе , и на ограниченность , неполноту , недостаточность выраженного в этом сущ ем всеединого добра . Собственно зло и заключается в недостаточном явлении всеединого добра в сущ ем добре . Таким образом , можно сделать вывод о том , что Бог создал всех людей добрыми , и сами люди виновны в том зле , которое они допускают по отнош ению друг к другу . Чем больш е человек удаляется от Бога , тем порочнее становится , и , наоборот , чем человек ближе к Богу , тем больш е доброты в нем высвобождается . Именно в таком смысле зло есть недостаточность добра , удаление от ц ентра добра , от Бога . Предположим , что моральное зло представляет собой самостоятельную силу , противостоящ ую силе добра и нередко одерживающ ую над ней верх . Смысл зла в этом случае заключается в свободном выборе человека . Естественно возникает вопрос : Почему Бог дал нам свободу воли и позволил злоупотреблять ею ? Вопрос уводит в сторону : свобода воли — неотъемлемая часть сути человека , ибо без свободы воли человек стал бы животным или роботом — и мир был бы без людей , без ненависти , но и без любви . Древние философские представления о свободе сопряжены с идеей рока , предназначения , судьбы . В этике стоиц изма свободный человек силой разума и воли противостоит судьбе как тому , что ему неподвластно . В развитых монотеистических религиях представление о свободе соотнесено с благодатью . В классической философии свобода - это характеристика действия , соверш енного : • во - первых , со знанием и пониманием объективных ограничений ; • во - вторых , по собственному произволению ( не по принуждению ); • в - третьих , в условиях выбора возможностей ; • в - четвертых , в результате правильного ( должного ) реш ения ; благодаря разуму человек способен соверш ать свой выбор , отклоняясь от зла и склоняясь к добру . В раннем христианском понимании свобода подразумевает преданность Христу . Апостол Павел провозглаш ает призванность человека к свободе , которая реализуется через благодать . С . Н . Булгаков в своем труде « Свет невечерний » рассуждает о том , как вместе с грехом в мир вош ла и смерть как начало , враждебное бытию . Ц итируя Августина , Булгаков разделяет его точку зрения , в том , что мир

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=