Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 13 В соответствии с первой точки зрения , зло – это недостаток добра , непонятное и неузнанное добро . Так считал , как мы говорили выш е , Августин Блаженный , который приложил немалые усилия к систематизац ии христианского вероучения , предпринял попытки снять с Бога - творц а ответственность за зло , ц арящ ее в созданном им мире . Впоследствии он оказал сущ ественное влияние на всю христианскую философию , в том числе на всю русскую религиозную мысль . Зло , согласно Августину , не сущ ествует само по себе ни метафизически , ни онтологически . Зло - это ни бытие , ни сущ ность , ни сущ ество , ни вещ ь , ни предмет . Если бы зло было бытием , проблема зла была бы неразреш имой , так как Бог был бы не всеблагим , если бы Он сотворил его , или Бог был бы не всемогущ им , если бы оно было сотворено не Богом . Тогда где же зло ? Зло - это недостаток или порча добра . Если Добро может быть без зла , то зло без добра ( и более того , кроме как в самом добре - как порча , недостаток , уменьш ение добра ) сущ ествовать не может . Что же иное называется злом , как не недостаток добра ? « Как в телах живых сущ еств болезни и раны вызывают только недостаток здоровья ( и самолечение призвано не к тому , чтобы вош едш ее в организм зло перевести в какое - нибудь другое место , но чтобы истребить его совсем ), так сущ ествуют и различные виды повреждения душ и , бывает лиш ение природного добра ; при выздоровлении то лиш ение никуда не переносится , ибо может если где - то и быть , то только в самом здоровье . Добро может уменьш аться и возрастать . Уменьш ение же добра есть зло . Поэтому не было бы совсем того , что называется злом , если бы не было никакого добра » [2, 274]. Добро , лиш енное всякого зла , есть чистое добро , то же добро , в котором находится зло - испорченное или худое добро ; там же , где нет никакого добра , там не может быть и какого - либо зла . Причина зла в воле изменяемого ( сотворенного ) добра , отступающ ей от добра неизменного ( несотворенного ), сначала в воле ангела , потом и человека . Л . П . Карсавин в своей работе « О добре и зле », определяет зло как ничто , как недостаток добра . Но мыслить умаление добра как переход или перерождение его во зло соверш енно невозможно , именно потому , что добро не есть зло , зло всегда не - добро . Л . П . Карсавин различает абсолютно несущ ее онтологическое зло и относительно несущ ее моральное зло . Мыслитель делает такое разграничение : « Зла нет , оно не есть в самом точном и абсолютном значении слова . Поэтому и конкретное зло , предстоящ ее нам в жизни , если сущ ествует оно , может быть только недостаточным добром , обнаруживающ им свою недостаточность чрез противопоставление его полноте добра » [8, 260]. Перенося идею этической трансформац ии зла в добро на онтологический уровень , Карсавин предлагает различать определенные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=