Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 12 Так же стоит отметить , что имеет место быть путаниц а в различении морального и физического зла , т . е . зла , за которое мы прямо ответственны , и зла , за которое мы не ответственны , или греха и страдания , или зла , которое мы активно соверш аем , и зла , от которого мы пассивно страдаем , или зла , которого мы добровольно хотим , и зла , которое соверш ается против наш ей воли . И требуются два различных объяснения этих двух различных видов зла , требуется разъяснение их причин и исц елений от них же . Происхождение греха - свободная воля человека . Непосредственный источник страдания ( боли ) - природа , или скорее отнош ение между нами и природой . Боль возникает тогда , когда мы становимся тем , чем мы быть не можем и не должны . Таким образом , хотя Бог не ответствен за грех , но за страдание на первый взгляд кажется ответственным . Если только происхождение страдания не восходит также к греху . Есть ещ е одна причина физического зла , на первый взгляд не связанная с моральным злом , - это метафизическое зло , или та часть природного зла ( землетрясения , пожары , наводнения , т . д .), которая обусловлена конечностью мира и наличием естественных законов . Порядок , естественные законы являются первичным условием нормального развития человека как свободного сущ ества , и они созданы Богом для достижения Им Своих ц елей в отнош ении человека и для выполнения человеком поставленных Им для него ц елей - и в этом смысле они , как и свободная воля человека , являются источником и благ , и зла ( и греха , и страдания ). Приведем рассуждения К . С . Льюиса о том , что даже Всемогущ ество не может создать общ ества свободных душ , не создавая при этом относительно независимой и непреклонной природы . Стабильность естественных законов обусловливает наш у способность рац ионального мыш ления , вычислений и предвидений , проведения аналогий ( и на их основе построения полезных гипотез ) и раскрытия причинно - следственных связей и тех же законов . « Непредвидимые нами чудесные вмеш ательства могут только затруднить и даже уничтожить возможность осознанного выбора ( т . е . свободной воли )» [10, 145]. Кстати , и в страданиях и смерти во время стихийных бедствий виноваты больш ей частью ош ибки людей ( неправильная конструкц ия домов и т . п .). Тем не менее , каковы же возможные пути оправдания всех этих видов зла , снимающ ие вину с творц а за человеческие грехи и пороки , за несправедливость миропорядка и невинность страданий ? Что касается физического зла , то оно не нуждается в особом оправдании , поскольку страдание и боль – это плата человека за то , что есть ц енного в жизни : за силу , за молодость , за любовь , за мудрость . По отнош ению к моральному злу , возможны два принц ипиальных пути оправдания : объявление его иллюзией и обоснование позитивности .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=