Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 11 создания полному отсутствию последнего . Итак , из понятия творческого акта Бога , следует , что сущ ествующ ий мир есть наилучш ий возможный из миров . Тем не менее , в нем есть зло и притом в трех видах : зло метафизическое ( несоверш енство ), зло физическое ( страдание ) и зло нравственное ( грех ). Что касается первого вида зла , то он неизбежен : как бы мир ни был соверш ен , он не может быть равен по соверш енству Богу , который один есть сущ ество всесоверш енное . « Мир есть мир сущ еств ограниченных , следовательно , несоверш енных ; возможное соверш енство наилучш его ми pa заключается лиш ь в исчерпывающ ем разнообразии степеней соверш енства этих сущ еств . Неизбежность метафизического зла в мире указывает на неизбежность степеней счастья и нравственности составляющ их его сущ еств и , следовательно , если не объясняет всец ело факт страдания и греха , то оправдывает необходимость больш его или меньш его физического и нравственного добра » [9, 136]. Но есть и другое основание для примирения с фактом страдания и греха в мире . Мы не имеем права признавать ц ель мира исключительно во благе человеческом , но должны представлять себе ее , как объемлющ ую все мироустройство ; сказать же , что мироустройство без страдания и греха , во всяком случае , лучш е , чем с их присутствием в мире , нет основания , так как частное зло в этих отнош ениях может служить в общ ем плане мира , средством более великого блага , чем - то было бы при других условиях . Бог не хочет страдания и греха , но , создав наилучш ий мир , он допускает в нем всю ту их меру , которая неизбежна для осущ ествления плана этого ми pa. Таким образом , Г . В . Лейбниц полагал , что наличие зла в мире придает сущ ему объемность и многоц ветность . Не будь зла , мир предстал бы в сером однообразном свете . « Ц енностное разнообразие сущ его – вот что оправдывает сущ ествование зла в мире . Зло не делает жизнь хуже , скорее оно придает жизни дополнительный интерес и делает ее менее скучной » [11, 37]. Итак , человек сталкивается , как правило , с тремя видами зла . Первый вид – моральное зло : греховность , порочность . Второй – физическое зло : боль и страдания . И , наконец , третий вид – несправедливость миропорядка и невинность страдания . Суть несправедливость – в несоответствии между моральным и физическим злом . С точки зрения несоверш енной гармонии миропорядка и высш ей справедливости каждый поступок должен получить свое воздаяние , каждый грех должен быть наказан , за преступлением должна следовать расплата . Но в мире чащ е всего страдают невинные , виновные , напротив , живут в свое удовольствие . Третий же вид зла , является самым возмутительным , поскольку свидетельствует о действительной победе зла над добром .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=