Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012
Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 10 наказание с точки зрения ц ели , безусловный характер Божеского правосудия представляется неоправданным . Ранее Лейбниц пытался разреш ить эти противоречия , а также франц узский философ Н . Мальбранш в труде « Трактат о природе и благодати » (1683 г .). Согласно Мальбранш у , Бог действовал в создании мира свободно : мог как творить , так и не творить его . Если воля Бога в акте творчества , то она определяется ц елью . Но мир , как он ни велик , перед Богом ничто и , следовательно , сам по себе не содержит достаточного мотива для определения Божественной воли . Мир может быть ц елью для Бога лиш ь в том , что божественно в самом мире , т . е . в ц еркви , созидаемой ее главою Иисусом Христом , через которого люди входят в общ ение с Богом и становятся сопричастными Его ц елям . Мир сущ ествует для людей , люди — для Иисуса Христа , Иисус Христос — для Бога . Будучи , таким образом , лиш ь средством для ц елей Божественной благодати , естественный порядок мира должен быть лучш е приспособлен к этой ц ели , и в этом смысле сущ ествующ ий мир должен быть на ил у ч ш им из возможных миров . Но отсюда не следует , что он должен быть соверш енно своб од е н от з л а как физического , так и нравственного ( греха и его последствий ). Как соверш енный художник , Бог достигает всей сложности мироустройства наиболее простыми путями : таково необходимое требование премудрости Божьей . В мире физическом эти пути сводятся к законам инерц ии и сообщ ения движения ; все проц ессы физического ми pa - суть последствия этих законов , из которых не может быть исключений и в тех случаях , когда это приводит к страданиям : лучш е мир с такими страданиями чем мир , не достойный премудрости Божьей , требующ ий отступления от предначертанных ею же законов . Имея ц елью единение людей в Иисусе Христе , Бог должен был допустить и грехопадение , так как наиболее ц елесообразным средством для спасения людей было дать всем людям погрязнуть в грехе , дабы затем всем же им оказать милосердие в Иисусе Христе . Если , однако , это милосердие не простирается равномерно на всех , то причиною тому является опять – таки необходимое соблюдение общ их законов природы : по этим законам человеческие тела получают известные свойства , а последние закономерно связаны с теми или иными движениями душ и , нередко греховными . Лейбниц так же признает , что Бог свободен творить мир или не творить его ; но так как Бог делает всегда наилучш ее , то воспользоваться такою свободою Он мог бы лиш ь в том случае , если бы небытие мира было лучш е его бытия . Этот случай имел бы место при том условии , если бы , содержа в своих предначертаниях планы всевозможных миров , Бог не имел силы избрать из них к бытию наилучш ий возможный мир : но Бог имеет такую силу и , конечно , предпочитает возможное соверш енство
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=