Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 9 открытия нового миросозерцания , новых мыслей и совершенно особенных новых поступков . Усилие , которое нужно для вступления в Ц арство Б ожие или в новую форму жизни , есть усилие отрицательное , усилие неследования за потоком , усилие неделания поступков , не согласных с внутренним сознанием " [ Толстой , 1993, 293]. Отрицательное усилие неделания представляет собой основу для пол ож ител ь ны х усилий сознания , непосредственно проявляющ ихся в борьбе с грехами , соблазнами и суевериями . Пол ож ител ь ны е усил ия - э то " усил ия мы сл и ", которы е предпол аг аю т сл едую щ ие ступени : внуш ение , вол я , рост . Внуш ение формирует мотивационные установки сознания . Именно поэтому Толстой считает , что внушение - необходимое условие общ ественной жизни , которое требует от человека осторожности в его " сознательном употреблении ", ведь " большая часть ложных и вредных мнений распространяется и поддерживается внушением ", а человеку " свойственно усваивать те взгляды и мысли , которые разделяются людьми , живущ ими с ними ". Согласно Толстому , " большая часть поступков людей совершается не по рассуждению , даже не по чувству , а по бессознательному подражанию , внушению ". Являясь важным фактором мотивации поступков , внушение может приводить к нравственно пол ож ител ь ному и отриц ател ь ному резул ь тату , в силу чего " поступки , совершаемые по внушению могут быть добрые и злые ". Согласно Толстому , нравственные поступки - те , которые " совершены сознательно , по требованию совести ". Б езнравственные большей частью совершаются по подражанию " внешнему чужому воздействию ", в основе которого - суеверие , лжеучение и т . д . О триц ател ь ное внуш ение приводит к заблуждению разума , отклонению от истины . Толстой считает , что отрицательное внушение вменяется людям , психологически склонным к подражательству , не имеющ их самостоятельной позиции . В определенном смысле такое положение вещ ей трагично , ибо человек отдает в собственность самое дорогое , что у него есть : свой разум , способность мыслить самостоятельно . " Кто не мыслит самостоятельно , тот находится под внушением другого , мыслящ его за него . Отдать кому - нибудь в собственность свою мысль есть более унизительное рабство , чем отдавать кому - нибудь в собственность свое тело ". С другой стороны , Толстой более сдержан в оценках поступков людей , склонных к внушению , в тех случаях , когда они заблуждаются . Мыслитель , таким образом , высвечивает ту опасность , которая возникает , если человек теряет самостоятельность и свободу . В то же самое время он подчеркивает , что именно эти обстоятельства " заставляют нравственного человека быть вдвойне строгим к словам , поступкам , которые могут воздействовать на других " [ Толстой , 1991, Т . 1, 430-431]. Толстой приводит систему средств , помогающ их преодолевать подобные состояния сознания и формирующ ие пол ож ител ь ны е усил ия . Он считает , что человек , живущ ий в общ естве , не может не зависеть от этого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=