Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 89 земле , Л . Н . Толстой не соглашается с тем , что слава и прославление должны занимать важное место в вероучении , ибо любовь к славе , по мнению мыслителя , является одним из самых мелких человеческих чувств . Награда праведникам должна состоять в созерцании Б ога , успокоении , рае и т . д . Воздаяние грешников же заключается в наказании их в аду , « в месте печали и скорби », куда они отходят после смерти и Частного суда . Однако , эти мучения не являются полными и совершенными , но лишь предначинательными . Кроме того , если кто - либо из грешников до смерти успел покаяться , но не успел принести плодов , достойных покаяния , то для него ещ е остается возможность облегчить свои страдания или освободится из ада . Все это возможно посредством молитв церкви и верующ их и бескровной жертвы , совершаемой свящ еннослужителем . Л . Н . Толстой подчеркивает , что все это может принести пользу умершему лишь в том случае , если он был верующ им человеком , ибо « не новые заслуги приобретаются для умерших , когда совершают для них что - либо доброе знаемые , а только извлекаются последствия из прежде положенных ими начал » [3]. Однако , Л . Н . Толстой считает , что главная причина , по которой церковь совершает эти молитвы об усопших , чисто материальная . В рамках всемирного уровня эсхатологии , который акцентирует внимание на конечной судьбе мира и человечества , Л . Н . Толстой признает наступление « последнего дня » сущ ествования человеческого рода , во время которого должен состояться Всеобщ ий суд . Именно на этом суде будет решена окончательная участь людей . Определяя признаки наступления « последнего дня », Л . Н . Толстой выделяет следующ ие из них : 1) распространение Евангелия Х ристова во всем мире ; 2) необычайные успехи зла и явление на земле антихриста . Наиболее подробно Л . Н . Толстой останавливается на характеристике личности антихриста на основе текстов Свящ енного Писания , замечая при этом , что она может быть приложена к разным личностям – Нерону , гностикам , римскому первосвящ енству , папству и т . д . Следует отметить , что Л . Н . Толстой признавал наличие жизни после смерти , воздаяние и вечную жизнь , но отрицал загробную жизнь в смысле второго пришествия Х риста , ада с вечными мучениями , « дьяволами » и рая как место постоянного блаженства . Тем не менее , он упоминает о событиях , которые должны совершиться в день Всеобщ его суда , заостряя внимание на пришествии Иисуса Х риста , который является Судьей живых и мертвых . В этот день должно произойти всеобщ ее и одновременное воскресение мертвых и изменение всех живых . После этих событий должен начаться Всеобщ ий суд , который будет торжественный и открытый , строгий и страшный , решительный и последний . Данный суд будет состоять из Судьи , ангелов и всего человеческого рода , включая « дьяволов ». Предметами суда будут являться человеческие мысли , слова и поступки . На данном суде будет оглашен приговор , праведники и грешники будут отделены друг от друга . Л . Н . Толстой замечает при этом , что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=