Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 88 наиболее удачно это можно сделать на примере произведения « Исследование догматического богословия », в рамках которого осущ ествляется наиболее полное раскрытие и осмысление эсхатологической проблематики ( часто с критических позиций ) на основе текстов Свящ енного Писания . В рамках индивидуального уровня эсхатологии , акцентирующ его внимание на немедленном посмертном суде и воздаянии , а так же на загробной жизни отдельной человеческой души , Л . Н . Толстой доказывает наличие Частного суда , который предваряет наступление Всеобщ его суда во времена окончания мира . В качестве обстоятельства , предваряющ его Частный суд , Л . Н . Толстой выделяет смерть человека , причиной которой является « грехопадение первого человека , а от первого человека мы все взяли эту привычку » [3]. Следует отметить , что у Л . Н . Толстого своеобразное отношение к смерти , которая предстает в его понимании не как главное зло , а всего лишь как одно из изменений , совершающ ихся с человеком : «… смерти нет , а есть ряд изменений , совершающ ихся со всеми нами , в числе которых одно из самых значительных есть смерть , и что изменения эти совершаются над всеми нами , - различно сочетаясь – одни прежде , другие после , - как волны » [4, 77]. Из этого положения можно сделать вывод , что жизнь не заканчивается со смертью . Таким образом , Л . Н . Толстой верит в жизнь после смерти и посмертную участь человеческой души , которая подвергается , как уже было отмечено выше , Частному суду . В качестве изображения Частного суда Л . Н . Толстой приводит учение о мытарствах . В этом отношении он отстаивает точку зрения , что после разлучения с телом душа человека на пути в высший мир проходит через воздушные пространства , где встречает падших духов . Эти духи останавливают душу во время ее пути к небу на разных мытарствах , припоминая тем самым различные грехи при жизни , стараясь всячески осудить ее . В это же время добрые ангелы , которые так же сопровождают души , припоминают противоположные грехам ее добрые дела и желают ее оправдать . Таким образом , мытарства рассматриваются Л . Н . Толстым как орудие Частного суда , который не творится непосредственно Б огом над душой человеком . Вообщ е понятие « суда » рассматривается Л . Н . Толстым как « известный процесс исследования и вытекающ его из него возмездия , приписывается всеведущ ему и всеблагому богу » [3]. Однако , во время Частного суда Б ог будет вершить возмездие и определять воздаяние в виде вознаграждения или наказания только душе человека без участия тела . Тем не менее , ни праведные , ни грешные души не получают совершенного воздаяния , ибо они находятся не в одинаковом состоянии и содержаться в разных местах . Воздаяние праведников , по мнению Л . Н . Толстого , заключается в прославлении их 1) на небесах в церкви торжествующ ей ; 2) на земле – в церкви воинствующ ей , состоящ ее в почитании святых , икон . Однако , касаясь вопроса о воздаянии праведников и их прославления как на небе , так и на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=