Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 85 выступает познание « в себе и собою », способствующ ее адекватному постижению духовных принципов . Толстой Л . Н . считает , что именно вера стоит у человека первым познающ им принципом . Вера , будучи истинной , помогает познать и определить свой путь спасения . Толстой неоднократно подчеркивает разумность веры и отрицает возможность нелепости , абсурдности в вере как лучшего средства для научения людей истине . Поэтому он не согласен с высказыванием человека христианина , « который сказал credo, quia absurdum» [3, 276]. Также он разделяет веру как убеждение в чем - то ( это вера не является истинной верой ) и веру как веру истинную . Если человек , находясь на позициях веры - убеждения , приобретает веру истинную , то он , поверив в истинное учение Х риста , изменяет взгляд на жизнь . Можно отметить , что вера в учении Толстого обладает огромным потенциалом и влиянием на жизнь , духовность , нравственность человека . И в первую очередь это касается истинной веры , так как она выступает основанием добродетельной жизни , разумного сознания блага , смысла жизни . Именно истинная вера , по мнению мыслителя , непоколебима . Так как легко разрушить веру , опознаваемую как убеждение , как доверие . Такая вера слаба и при первом же искушении разрушается . Истинная вера лишена эгоизма , гордыни , она не основывается на вере в себя , а на свете , свете истины и именно в ней , по его мнению , спасение . В заключение необходимо отметить , что рассмотрение феномена религиозной веры Л . Н . Толстым перекликается с воззрениями в протестантизме на место и роль веры в жизни человека . У Л . Н . Толстого вера действительна в делах , это мирская аскеза . Можно сказать , что спасение возможно только верой при принятии в личностный центр учения о непротивлении злу силой , которое являлось системообразующ им в учении о спасении у Иисуса Х риста . Только принятие этого учения и реализация его на практике в мирской жизни посредством веры и ее актуализации в делах приводит человека к спасению . Спасение , оправдание только верой является неотъ емлемой составляющ ей учения протестантизма , как одного из направлений в христианстве ( окончательно это оформлено в учении М . Лютера ). Толстой указывает на то , что через веру в смысл жизни , через труд , понимаемый как благо , человек спасается . Именно в этом коренное отличие для Толстого « не спасение верою », или аскетизмом , а спасение на основе веры в смысл жизни , на основе истинной веры . И жизнь человека возможна в его действии , в жизни среди других грешников , а не в уходе из мира и умерщ влении себя , своей плоти . Сама истинная вера должна раскрываться в делах , поступках человека , а не в уходе из мира , в монастырь . Такие воззрения мыслителя во многом перекликаются с учением о вере и делах , которое в дальнейшем было раскрыто у немецко - американского неоортодоксального протестантского теолога Пауля Тиллиха . Также немаловажным фактом в учении Л . Н . Толстого выступает его характеристика религиозности общ ества его времени . Он говорит об

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=