Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 83 Применяя к религиозно - нравственному учению Л . Н . Толстого методологию критериев веры можно выделить и осмыслить различные аспекты значения веры в духовной , нравственной , религиозной сферах человеческой жизни . Обращ аясь к рассмотрению веры в учении мыслителя , можно отметить , раскрытие веры , например , через один из ее критериев , который является универсальным для христианской теологии ( католической , протестантской теологии и православного богословия ), религиозной этики – нравственную добродетель . Спецификой данного критерия можно считать то , что вера раскрывается как религиозно - этическая категория , имеющ ая духовно - нравственное значение в жизни человека , разбирается наряду с такими категориями как любовь и надежда , добро и зло , рассматривается через связь с делами , поступками людей , их мотивацией и волей . В моральной философии Л . Н . Толстого феномен веры наряду с душой и Б огом является одним из ее метафизических начал . Проблема веры всегда являлась системообразующ ей , центральной для религиозно - нравственных исканий мыслителя как в личном , духовно - практическом , так и в исследовательском плане , как считает Е . Д . Мелешко . Религиозно - нравственный синтез Л . Н . Толстого берет начало с кардинального переосмысления понятия веры . Уже в первой своей исследовательской работе « Соединение и перевод четырех Евангелий » (1879 г .) он пытается определить сущ ность истинной веры [ См .: 2, 10; 1, 10]. Вера , ее актуализация неотделимы от нравственности , религиозной этики Л . Н . Толстого . Религиозный феномен коренится « в единой нравственной основе жизни », которая является общ ей для всех христианских вероучений , она и есть то , что Толстой Л . Н . называет « истинной верой » и она же является ее критерием . Для Толстого характерно рассмотрение веры именно в сфере нравственности , где сам исследуемый феномен неотделим от религиозно - этических категорий . Также как и для других религиозно - нравственных мыслителей для Л . Н . Толстого характерно рассмотрение веры в неразрывной ее связи с делами , поступками человека . Он пишет : «.. вера , из которой не вытекают дела , не есть вера . Это только желание верить во что - нибудь , это только ошибочное утверждение на словах , что я верю в то , что я не верю . Вера , по этому определению , есть то , что содействует делам , а дела – то , что совершает веру , то есть то , что делает веру верою » [3, 266]. Тем самым , определяя тесную и взаимообусловленную связь веры и совершаемых человеком дел , практическую сторону веры . Вера истинная предстает не как утверждение какой - то истины , учения или блага , а как совершаемое действие . Все поступки человека , по мнению Толстого , вытекают из веры , которая основывается на смысле , « который мы приписываем жизни » [3, 267]. А сама жизнь человека получает смысл только в исполнении воли Б ога , но не в личном благе . Вера и поступки человека коррелируются тем учением , в которое тот верит . Л . Н . Толстой пишет : « у него будет соответственно этому взгляду вера , и все поступки его будут всегда сообразны с нею … смотря по тому , в чем он будет полагать волю Б ога , у него будет и соответствующ ая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=