Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 8 способен служить Б огу ". Нравственный акцент делания заключается в том , чтобы " владеть собою настолько , чтобы уважать других , как самого себя и поступать с ними так , как мы желаем , чтобы поступали с нами " [ Толстой , 1991, Т .1, 127]. Здесь Толстой воспроизводит своего рода золотое правило нравственности , перенося его в мотивационное и нормативное поле категории воздержания . Он считает , что нравственную значимость категория воздержание получает только в факте признания . Воздержание выступает как мощ ный рычаг самовоспитания . " Всякий человек подобен укротителю диких зверей , а эти звери - его страсти . Вырвать их клыки и когти , зануздать и приучить , сделать из них домашних животных , слуг , хотя бы и рычащ их , но все - таки покорных , - в этом задача самовоспитания " [ Толстой , 1991, Т .1, 127]. Таким образом , воздержание требует от человека отказа от выражения зла не только в поведенческом , деятельном аспекте , но и на уровне мотивации . Само воздержание выступает при этом как одно из основных условий свободы . " Х очешь быть свободен - приучай себя воздерживаться в своих желаниях " [ Толстой , 1991, Т .1, 127]. В этом смысле толстовская формула свободы как признания или непризнания истины по логике должна предполагать также и неделание . Прежде всего , то , что само претворение истины должно основываться на целесообразности мирового порядка . В сущ ности , неделание и есть " вера " в целесообразность мирового порядка , в разумность мировой жизни , с которыми приходят в столкновение " неразумность " и " ненужность " человеческой деятельности . Человеческое неделание позволяет при этом про - явиться вечной божественной деятельности как внутри человека , так и вне его . В этих мыслях Толстого легко узнается даосский принцип недеяния - " у вэй ". Толстой и сам не скрывает этого , прямо ссылаясь в своей статье " Неделание " на Лао - цзы : " Все бедствия людей , по учению Лао - цзы , происходят не столько от того , что они не сделали то , что нужно , сколько оттого , что они делают то , что не нужно делать . И потому люди избавились бы от всех бедствий и в особенности общ ественных , если бы они соблюдали неделание " [ Толстой , 1954, Т . 29, 99]. Варьируя эту мысль , Толстой формулирует своего рода " золотое правило " неделания : " Только не делай то - го , чего не должно делать , и ты сделаешь все то , что должно " [ Толстой , 1993, 292]. Все это подводит Толстого к необходимости обоснования усилия неделания как базовой установки в борьбе со злом . II. У сил ие недел ания , согласно Толстому имеет отрицательный и положительный смыслы . О триц ател ь ное усил ие неделания Толстой усматривает , прежде всего , в том , чтобы стать свободным от инерц ии ж изни , от внешней причинно - следственной зависимости . " Для того , чтобы наступило Ц арство Б ожие , - пишет Толстой , людям нашего времени нужно одно : нравственное усилие ... Усилие это не есть усилие движения , усилие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=