Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 79 Х отя христианство также протестует против неправильного распределения богатств и человеческой обездоленности , но протестует мирным путем . При этом , ссылаясь на работу Э . Ренана « Апостолы », Лодыженский указывает на общ ие черты социализма и христианства , поскольку и среди христиан в прошлом организовывались « ассоциации взаимопомощ и ». Подобный « христианский социализм » определенно одобрялся Лодыженским , предполагавшим возможность его будущ его развития на основе духовной любви в противовес сущ ествующ ему социализму ненависти и злобы , душой которого является ложное пророчество о будущ ем царстве свободы и равенства на земле , основанном на насилии , атеизме и человекобожестве . Рассматривая развитие социализма в мире , и в частности в России , за пять лет до революции , Лодыженский говорит о грядущ их социальных потрясениях и бедствиях , о страшных испытаниях , которые придется пережить будущ им поколениям . Глубокий смысл этих испытаний мыслитель усматривает в их необходимости ради торжества « богочеловеческого дела », чтобы люди опомнились и вняли пламенным речам « борцов за Логос ». Основное произведение М . В . Лодыженского « Мистическая трилогия » завершается э схатол ог ич ескими воззрениями мыслителя . Это возможно , обусловлено началом в то время (1914) Первой мировой войны . В вопросе о конце света на Лодыженского значительное влияние оказал В . С . Соловьев и его « Повесть об Антихристе », пересказ и анализ которой делается Лодыженским в последней главе его работы « Тё мная сила ». Мыслитель подчеркивает , что повесть показывает перемену во взглядах В . С . Соловьева на католичество . Если раньше он видел в нё м центр единства , благодаря которому может осущ ествиться создание царства Б ожьего на земле , то теперь проблема соединения церквей разрешается за пределами истории , прямо перед началом апокалипсиса . « Здесь Соловьев , – подчеркивает Лодыженский , – начинает жить уже не земными мечтами , а верою в те обители , которые уготованы Отцом Небесным »[5; 266]. Вопрос о конце света звучит у Лодыженского следующ им образом : является ли настоящ ий период нравственного упадка сигналом начала конца земной истории или подобно тому , как после античности следует обратная сторона , за этим периодом последует лучшее время , время нашего возрождения ? Очевидно , что светлыми периодами истории для Лодыженского являлись только времена появления и развития христианства . При этом , вопреки В . С . Соловьеву , приурочившему пришествие Антихриста к XX веку , Лодыженский считает , что волны зла могут быть отодвинуты силами добра , что из глубин народных масс могут прийти Б ожьи посланники , приносящ ие возрождение религиозного сознания в людях , что на долгий срок задержит конец мировой истории . В этой надежде на лучшее будущ ее Лодыженский опирается на исследование Л . А . Тихомирова « Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира » [8], в котором согласно с книгой Откровения указывается на эпохи развития людей , мы живем в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=