Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 76 УДК 1(091) О . В . Солопов , ( Тула , ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) 8-903-658-25-14, e-mail: podvizhnik@mail.ru , М ЕС Т О Н Р А В С Т В ЕН Н О Й Ф И Л О С О Ф И И М . В . Л О Д Ы Ж ЕН С К О Г О В Р У С С К О Й Р ЕЛ И Г И О З Н О Й Ф И Л О С О Ф И И В стать е опр ед ел я ется м есто ф ил ософ ии М . В . Лод ыж енского в р усской р ел игиоз но - ф ил ософ ской тр ад иц ии . О пр ед ел я ется отнош ение м ысл ител я к р усской интел л и - генц ии . Выя вл я ю тся истор иософ - ские и э сх атол огические аспекты ф ил ософ ии М . В . Лод ыж енского . О пр ед ел я ю тся вз гл я д ы м ысл ител я на соц иал из м . Кл ю чевые сл ова : М . В . Лод ы - ж енский , р усская интел л игенц ия , р усская р ел игиоз ная ф ил ософ ия , истор иософ ия , э сх атол огия , соц иал из м , м асонство . Определяя место философии Митрофана Васильевича Лодыженского (1852-1917) в отечественной религиозно - философской традиции необходимо выявить взгляды мыслителя на основные проблемы современного ему общ ества . И одной из « больных » сторон общ ественной жизни Лодыженский называет отсутствие прочных религиозных основ у большинства интеллигенции , т . е . проблему атеизма . На основании работ Д . С . Мережковского « Не мир – но меч » [6] и С . Л . Франка « Этика нигилизма » [9] Лодыженский указывает на те состояния , к которым приводит отсутствие у людей религии , а именно : страшная неудовлетворенность , граничащ ая с чувством позора и ужаса ( Мережковский ); впадение в аморализм , близкий к совершенной и полной безнравственности ( Франк ). Отсутствие религии неизбежно приводит к другой идее , способной заменить её . Указания на подобную идею Лодыженский находит в работе С . Н . Б улгакова « Героизм и Подвижничество » [1]. Идея заключается в героической борьбе русской интеллигенции ради достижения высоких целей , борьбе , опирающ ейся на самооценку и самообожение . Героический интеллигент хочет быть спасителем русского народа или даже всего человечества , не удовлетворяясь при этом ролью скромного работника . И неотъ емлемой чертой интеллигентского героизма является максимализм ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=