Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 7 Таким образом , принцип неделания содержит в себе не только пассивный и скептический элемент отказа , но и конструктивное начало делания добра . Для того чтобы определить смысл принципа неделания в религиозно - нравственном учении Толстого , необходимо рассмотреть категории , которые определяют значение и место этого принципа в религиозно - нравственном учении мыслителя . Принцип неделания входит в общ ую философию непротивления , образуя систему практических правил и мотивационных установок , направленных на формирование нравственно - ценностного ряда , образующ его духовно - нравственные основы нового уклада и образа жизни . Толстой понимал , что нравственная деятельность всегда содержит в себе цель , а сама по себе нравственная деятельность вне определенной цели и системы соответствующ их принципов и добродетелей не имеет духовно - нравственного значения . Неделание выступает в религиозно - нравственном учении Толстого как ц ел остная прог рамма , которая связана с духовно - нравственной установкой учения мыслителя , его центральным принципом , выражающ им духовно - практический смысл закона любви - непротивление злому . Категория " неделание " образуется из этого принципа , представляя собой целостную программу практических действий , в которой неделание выступает как принципиальный отказ от участия в зле сочетается со стратегией делания добра . Неделание как отказ от зла представляет собой об основание нравственног о вы б ора , рациональную мотивацию свободы в принятии соответствующ ей духовно - нравственной системы ценностей . В свою очередь , принцип неделания предполагает ряд мотивационных установок и категорий . Недел ание как дел ание доб ра характеризуется следующ ими понятиями . I. Воздерж ание понимается Толстым как такое делание , которое позволяет " настраивать свой ум выше своих влечений - это и есть смысл воздержания ", " это не добродетель , а великое дело добродетели ". " Воздержание , - подчеркивает Толстой , - не означает подавление силы , не означает приостановки в добре , в проявлении любви или веры , наоборот , проявление силы духовной , препятствующ ей делать то , что человек считает дурным " [ Толстой , 1991, Т . 1, 274]. Таким образом , воздержание - первая ступень в делании добра . Воздержание имеет следующ ие характеристики : 1) воздержание от страстей тела ; 2) воздержание мысли : а ) воздержание от злых мыслей ; б ) от лишних слов ; 3) от безнравственной ( греховной ) деятельности . Нравственный смысл воздержания представляется Толстому умением разумно ограничивать потребности тела , " ведь увеличение потребностей не есть усовершенствование , как это часто думают , напротив , чем больше ограничил человек свои потребности , тем больше в нем сознания своего человеческого достоинства , тем он свободнее и мужественнее и , главное ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=