Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 68 взаимопроникновение уже известного , к тонкой игре неожиданных смыслов в знакомом тексте . Второй является плодом коммерческого подхода к творчеству и взгляда на произведение как на товар , который должен обладать набором известных качеств , чтобы привлечь потенциального потребителя . В качестве примера можно упомянуть жанр « фентэзи » в его наименее удачных образцах , относящ ихся к разным видам искусства и являющ их стандартный и почти неизменный набор персонажей с заранее известной атрибутикой и сюжетных клише , когда с первых страниц книги или с первых кадров фильма можно точно определить , какова будет развязка и участь каждого из героев . Следующ ий прием Л . Н . Толстой характеризует таким образом : « Второй прием , дающ ий подобие искусства , это то , что я назвал подражательностью . Сущ ность этого приема состоит в том , чтобы передавать подробности , сопутствующ ие тому , что описывается или изображается ». Эта сверхописательность создает ощ ущ ение реальности без самой реальности , когда костюмы и декорации в любом воплощ ении призваны замаскировать ошибки сюжетной линии , неточность передачи исторических событий и т . д ., как обилие блесток и кружев в вульгарном платье прикрывает огрехи кроя . Четвертым приемом имитации искусства , по Л . Н . Толстому , является занимательность , которая может выражаться и в запутанности сюжета , и в пристальном внимании к деталям , описываемым с особой обстоятельностью , и в приемах изображения , когда их выбор осущ ествляется с сознательным стремлением к усложнению восприятия . Выбор такого пути , как и при создании произведения - коллажа , о чем говорилось выше , может сказаться на исходном результате творчества как положительно , так и отрицательно . По мысли В . В . Кандинского , « Все средства святы , если они внутренне необходимы . Все средства греховны , если они не исходят из источника внутренней необходимости » [1]. Этим и объ ясняется возможность создания с помощ ью одного и того же приема как истинного произведения искусства , способного сущ ествовать вечно за счет проявления в нем все новых смыслов при соприкосновении с новым контекстом , так и плохой пародии на него , богато декорированной однодневки . О третьем приеме подделывания искусства стоит сказать особо , ибо именно он на данный момент используется с особым размахом и даже начал восприниматься зрителем и читателем как своего рода достоинство произведения , придающ ее ему особую ценность и , в конечном счете , являющ ийся целью , ради которой « произведение » и создавалось . Л . Н . Толстой так говорит об этом приеме : « Третий прием — это воздействие на внешние чувства , воздействие часто чисто физическое ,— то , что называется поразительностью , эффектностью . Эффекты эти во всех искусствах состоят преимущ ественно в контрастах : в сопоставлении ужасного и нежного , прекрасного и безобразного , громкого и тихого , темного и светлого , самого обыкновенного и самого необычайного ».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=