Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 67 УДК 141.412 Сачкова М . В . ( Тула , ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) (4872) 35-74-37, e-mail: rita.taldyk@mail.ru Э С Т ЕТ И Ч ЕС К А Я К О Н Ц ЕП Ц И Я Л . Н . Т О Л С Т О Г О И С О В Р ЕМ ЕН Н А Я М А С С О В А Я К У Л Ь Т У Р А В р аботе р ассм атр иваю тся некотор ые х ар актер ные чер ты пр оиз вед ений совр ем ен - ной м ассовой кул ь тур ы , согл асую щ иеся с пр инц ипам и « псевд оискусства » ( з аим ствова - ние , под р аж ател ь ность , пор аз ител ь ность и з аним ател ь ность ), пр ивед енным и в э ссе Л . Н . Тол стого « Ч то такое искусство ?». Кл ю чевые сл ова : м ассовая кул ь тур а , э стетика , Л . Н . Тол стой , р аз вл екател ь ная кул ь тур а Л . Н . Толстой в своем эссе « Что такое искусство ?» описывал состояние современного ему искусства , а также рассказал о том , каким , на его взгляд , должно быть истинное искусство . Можно соглашаться с его критикой искусства или не принимать ее в некоторых аспектах , но приведенный Л . Н . Толстым список приемов псевдоискусства , с помощ ью которых можно создать некое « произведение », внешне напоминающ ее произведение искусства и даже претендующ ее на трансляцию вечных ценностей , остается актуальным и , по - видимому , широко применяемым и по сей день . Б олее того , возникает ощ ущ ение , что именно этим перечнем пользуются при создании абсолютного большинства « произведений » современной массовой культуры , как можно пользоваться списком ингредиентов в кулинарном рецепте или руководством по использованию бытовой техники . Л . Н . Толстой называет четыре приема , помогающ их имитировать искусство : 1) заимствование , 2) подражательность , 3) поразительность и 4) занимательность . « Первый прием состоит в том , чтобы заимствовать из прежних произведений искусства или целые сюжеты , или только отдельные черты прежних , всем известных поэтических произведений , и так переделывать их , чтобы они с некоторыми добавлениями представляли нечто новое ». Современная культура знает два варианта конструирования новых текстов из элементов уже сущ ествующ их произведений . Первый положителен и продуктивен , часто применяется в постмодернистской практике . Ц итации и намеки , явные и скрытые , в рамках этого подхода к созданию произведения , действительно ведут к появлению нового через сопоставление и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=