Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 65 непротивлением , самоотречением и благом любви (1886-1887 гг . « О жизни »). 3) Социальное обоснование идеи непротивления . Обращ ение к истории вопроса . Разработка системы аргументации в пользу непротивления . Обоснование ценностно - регулятивного механизма заповеди непротивления . Нарастание элементов рационализма и утилитаризма в учении Толстого (1890-1892 гг . « Ц арство Б ожие внутри вас »). 4) Начало систематизации учения о непротивлении злу . Завершение философского обоснования идеи непротивления (1897 г . « Х ристианское учение »). 5) Систематизация и популяризация философии непротивления . Включение близких по духу идей из различных религиозных и философских источников . Духовный синтез учения о непротивлении (1903-1910 гг . « Круг чтения », « На каждый день : учение о жизни , изложенное в изречениях », « Путь жизни »). 6) « Догматизация » учения . Обоснование идеи непротивления как всеобщ его закона любви . (1908 г . « Закон насилия и закон любви ») [1,179]. Главная мысль религиозно - нравственного учения Толстого заключалась в признании абсолютной значимости заповеди непротивления и её универсальной функциональности . « Не противься злому - значит не противься злому никогда , т . е . никогда не делай насилия , такого поступка , который всегда противоположен любви . И если тебя при этом обидят , то перенеси обиду и всё - таки не делай насилия над другим » [1,213] . Непротивление злому - идея , открывающ ая смысл всего христианского учения . Непротивление злому есть основополагающ ий принцип любви , который , выражая непосредственную зависимость между любовью и непротивлением , обозначается через самоотречение , самопожертвование . Закон любви метафизическое начало жизни , проявление в человеке божественного начала . Непротивление - этическое приложение к жизни закона любви , руководство поступками человека . Религия - установление человеком своего отношения к бесконечной жизни , которое связывает его жизнь с этой бесконечностью и руководит его поступками , конкретным метафизическим и нравственным содержанием . Метафизика выражается в законе любви . Этика - в заповеди непротивления злому . Этика и метафизика составляют две стороны религиозно - нравственного учения Л . Н . Толстого . Закон любви и заповедь непротивления тождественны и одновременно различны : в нравственном плане закон любви есть требование непротивления злому ; в метафизическом - заповедь непротивления есть закон любви . Литература : 1. Мелешко Е . Д . Х ристианская этика Л . Н . Толстого . М .: " Наука ", 2006.. 2. Толстой Л . Н . Исследование догматического богословия » - ПСС : В 90 тт . М ., 1957. Т . 23. С . 60-303 3. Толстой Л . Н . В чем моя вера ? - ПСС : В 90 тт . М ., 1957. Т . 23. С . 304- 465. Rozdestvenskaja I.V.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=